• Пт 22.11.2024
  • Харьков  +3°С
  • USD 41.29
  • EUR 43.47

10 лет борьбы за экологию. «Харьковский «коксохим» становится геноцидом для тех, кто здесь живет», — активистка

Общество   
10 лет борьбы за экологию. «Харьковский «коксохим» становится геноцидом для тех, кто здесь живет», — активистка

2020 год стал переломным и в борьбе харьковских активистов за закрытие коксового завода. За 10 лет иск Госэкоинспекции впервые рассмотрит суд.

Переработку жидкого или твердого топлива путем его нагрева до высоких температур называют коксованием. Результатом становится твердый осадок – это и есть кокс. Проще говоря, кокс – твердый (каменный) уголь, запеченный при очень высоких температурах. Используют его как топливный материал, в частности, для переплавки чугуна. 

Харьковский коксовый завод — единственный производитель литейного кокса в Украине. Он был создан в 1932 году как исследовательская база для двух институтов. А сейчас завод стал причиной повышенного экоактивизма в Новобаварском районе Харькова, где он и расположен. Выбросы предприятия, уверены местные жители и экологи, опасны для здоровья.

«С коксовым производством особенность ситуации в том, что его можно сравнить со сжиганием дров и угля. При высокой температуре уголь не догорает и из него выходят лишние вещества. Такие выбросы в больших объемах вредят здоровью человека. Они очень сильно влияют на дыхательную систему и могут вызвать онкологические заболевания. В частности, они поражают сосудистую систему и плохо влияют на сердце«, — объясняет председатель экологической группы “Печенеги” Сергей Шапаренко. Именно “Печенеги” в 2010 году первыми заявили об опасности выбросов “коксохима”.

Изначально Харьковский коксовый завод построили, конечно, не в черте города, но с разрастанием Харькова жилые дома подобрались к производству вплотную. Такое соседство предполагает постоянную модернизацию предприятия. Согласно данным официального сайта завода, в 2011 году в результате модернизации 3 из 4 коксовых батарей, валовые выбросы вредных веществ в атмосферу снизились с 1014 т/год до 388 т/год. 

Однако именно в это время жители Новобоварского района начали массово жаловаться на неприятный запах и дым. 

Одной из организаторов движения “Экоцид.net”, которое борется с производством, стала 65-летняя активистка Елена Решетько. Женщина живет в полуторакилометрах от коксового завода. По ее словам, многие ее соседи умерли от онкологии. Кроме того, женщина считает, что именно из-за выбросов “коксохима” она и ее дочь болеют бронхиальной астмой. В 2011 году Решетько подала на завод первый иск в суд. Иск отклонили, она подавала новый. И так на протяжении нескольких лет.

В 2015 году на сайте президента появилась первая петиция о просьбе переместить коксовый завод за город. 

Для заливки угля коксовых печей дедовским методом, который работает у них, уходит много воды. Нигде в Европе не заливают коксовые печи водой — это средневековый способ производства кокса. Он очень опасен для окружающей среды и здоровья людей из-за токсичных химических соединений, образующихся при сгорании угля и попадающих в атмосферный воздух и грунт населенного пункта с паром из печей”, — текст петиции. В то время она собрала 23 подписи из 25 тыс. необходимых для рассмотрения и осталась без ответа.

В 2015 году экологический мониторинг с привлечением Государственной экологической инспекции не выявил превышения нормы в выбросах предприятия. Руководство же КЗ тогда заявило о планах дальнейшей реконструкции коксовых батарей и строительства устройства для очистки коксового газа, но уже в 2016-ом повторная экоинспекция впервые зафиксировала нарушения. Тогда документы о прекращении работы предприятия в суд подала уже экоинспекция, но иск не приняли. 

За 5 лет на сайте президента появилось еще две петиции о закрытии коксового завода с жалобами на его выбросы, которые также не получили широкой поддержки общественности. Все изменилось в 2019 году. 

В 2019 году ЧАО «Харьковский коксовый завод» прекратило свою деятельность. Сейчас действует новосозданное предприятие ООО «Коксовый завод «Новомет». Название и руководство поменялось, а вот суть деятельности нет. В конце августа 2020 жители Новобоварского района через социальные сети, популярные харьковские паблики и неоднократные обращения к местным властям снова пожаловались на активную деятельность “коксохима”.

Юлия Просекина, которая живет в этом районе больше шести лет, рассказала, что ежедневно они ощущают неприятный запах от промышленного производства и раньше он был не таким сильным. 

«Кажется, легкие уже сами по себе научились набирать воздух не в полный свой объем, потому что так безопаснее. Мы живем здесь уже шестой год, почти четыре года я была в декрете, поэтому постоянно гуляли с детьми на улице. Мы дышали и, по крайней мере, ничего подобного не испытывали. Сейчас я не то, что жалею, что приобрела жилье неподалеку от завода, я в отчаянии, потому что не можем с этим ничего сделать. Этот «коксохим» становится просто геноцидом для тех, кто здесь живет«, — поделилась харьковчанка. 

Не получив ответа от правительства, активисты начали собираться на акции возле здания Харьковской ОГА и под самим предприятием. 

26 сентября 2020 года. Активисты облили «коксохим» красной краской и разбросали на территории легкие животных 

На сайте президента  зарегистрировали новую петицию с требованием закрыть не только Харьковский коксовый завод, но и еще несколько предприятий. 

Кроме того, в связи со сменой руководства «коксохима» сейчас, например, официально не известно кто является его владельцем. На одном из митингов Елена Решетько сообщила, что нет ни одного документа с именами, которые имеют право на владение заводом. 

«Мы неоднократно обращались к Кучеру (глава ХОГА Алексей Кучер — прим.ред.) и говорили, что в Харькове находится ничейный завод, я не нашла ни одного документа в реестре имущественных и вещественных дел», — рассказала активистка.

20 сентября 2020 года в Харькове провели очередную экоинспекцию. По словам исполняющей обязанности начальника Госэкоинспекции в Харьковской области Инессы Сосиной, на предприятие пытались попасть еще в феврале 2019 года, однако экологов не пустили. Вскоре им все же удалось провести проверку.

Было установлено отсутствие разрешения на выбросы загрязняющих веществ. Также инспекцией был зафиксирован факт выброса загрязняющих веществ на четырех источниках выбросов, основной из которых — от деятельности коксовых батарей”, — рассказала Инесса Сосина на брифинге по факту проведения проверки 25 сентября. 

Как сообщил тогда же на своей странице в Facebook председатель Госэкоинспекции Украины Андрей Мальований, ведомство обратилось в Харьковский окружной административный суд с требованием прекратить деятельность предприятия.

 «На выбросы в атмосферу от этого предприятия, к тому же, при отсутствии разрешений, жалуется весь Харьков. Митинги против завода — уже неотъемлемая часть городской жизни. Людям приходится бороться за свое законное право на экологическую безопасность. Проводя проверку ООО «Коксовый завод «Новомет», мы зафиксировали выбросы опасных веществ. Начисленные убытки от работы предприятия составляют 3,6 миллиона гривен. Поэтому мы обратились в суд о прекращении деятельности предприятия«, — говорилось в посте.

В своей программе на YouTube-канале известный украинский врач Евгений Комаровский, кроме обеспокоенности выбросами, обратил внимание на действия самой экоинспекции. 

«У меня есть друг в Харькове и к нему приходила экологическая инспекция. У него или мойка, или еще что-то. Он мне рассказал о кругах ада, через которые пришлось пройти для того, чтобы получить разрешение. А в этой ситуации экологическая инспекция ничего не может сделать с заводом, который круглосуточно отравляет полмиллиона человек. А сделать с ним ничего нельзя, потому что на территорию завода их не пускает охрана или задерживают предоставление документации на выбросы из-за коронавируса… В пяти километрах невозможно дышать, а они ничего сделать не могут. Нельзя травить людей без наказания. Если государственные органы не выполняют свои функции, надо увольнять и искать другие«, — заявил Комаровский.

Сейчас Госэкоинспекция и активисты продолжают ждать решения суда, потому что только оно может обязать закрыть завод. За два месяца петиция на сайте президента набрала необходимые 25 тыс. подписей и сейчас должна находится на рассмотрении у Владимира Зеленского. Однако, экологист Сергей Шапаренко утверждает, что не надо рассчитывать на должностных лиц. По его словам, активисты разрабатывают новый план действий, на случай если снова будут проигнорированы властями.

«Конечно, мы ждем пока наши требования поддержит власть, однако, президент — не последняя надежда. Выборы прошли и теперь нам придется применять новые методы«, — рассказал Сергей.

А значит продолжение следует.

Автор: Виталий Залевский, София Красникова
Популярно

Вы читали новость: «10 лет борьбы за экологию. «Харьковский «коксохим» становится геноцидом для тех, кто здесь живет», — активистка»; из категории Общество на сайте Медиа-группы «Объектив»

  • • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
  • • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
  • • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
  • • Дата публикации материала: 25 ноября 2020 в 17:16;
  • Корреспондент Виталий Залевский, София Красникова в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "2020 год стал переломным и в борьбе харьковских активистов за закрытие коксового завода. За 10 лет борьбы, иск Госэкоинспекции впервые рассмотрит суд".