• Чт 21.11.2024
  • Харьков  +3°С
  • USD 41.25
  • EUR 43.56

Харьковчане-мигранты рассказали о своей жизни вдали от родины

Интервью   
Харьковчане-мигранты рассказали о своей жизни вдали от родины

18 декабря – Международный день мигранта. Праздник отмечается с 2000 года по предложению Генеральной Ассамблеи ООН. 

Два харьковчанина рассказали о предысториях своего отъезда и поделились подробностями жизни на новом месте. Алексей Соболев теперь живет в небольшом городе на западе Польши, а Сергей Касперычев – в американском мегаполисе на атлантическом побережье.

— Алексей, расскажите о себе, чем Вы занимались в Украине?

— По образованию  я инженер-эколог, по специальности работал не больше года. Во время моего выпуска работа эколога на производстве состояла в завязывании знакомств для минимизации штрафов за нарушение природоохранных нормативов. И я ушел работать в студию телевизионных программ, потому что моим  хобби была видеосъемка и монтаж с камеры mini VHS. Восемнадцать лет я работал с видео, кино и рекламой.  С 2012 года с любимой художницей  Юлей Дроздек мы объединились в Boba-group и занялись акционизмом,  делали острые социальные перформансы в Харькове. А два года назад мы запустили собственный бренд  PLATIE, делаем  upcycling-одежду.

— Почему Вы покинули Украину?

— Драйвером в этом стала Юля, у нее есть польская кровь. До нее я не мыслил себя мигрантом. Но стал размышлять об этом после ЄвроМайдана. В 2014-м году я активно включился в протестное движение Харькова. Не уехал в Киев, но стал заниматься десакрализацией власти в своем городе. Организовал секретную группу отважных евросимпатиков, в основном из творческой молодежи, с которыми мы организовывали короткие, но заметные уличные акции.  Настолько заметные, что Кернес  устроил ретроспективу нашего творчества на сессии горсовета. Спустя  год по завершению  Майдана я стал понимать, что воспаленное чувство социальной справедливости не даст мне жить спокойно здесь. И я обратился к Юлиной идее эмигрировать. Мы растим двух сыновей, на момент отъезда им было 3 и 5 лет. Плюсом был авантюрный характер этой затеи и возможность выхода из зоны комфорта.

— Сложно ли было оформить  документы и получить визу?

— Прежде чем выехать, Юля сделала себе и детям Карту поляка — репатриационная стратегия Польши дает такую возможность. Люди с такими картами имеют в Польше ряд льгот и  получают право на кратковременную финансовую поддержку от государства. Благодаря этим документам Юля и сыновья через полгода получили постоянный  вид на жительство «stały pobyt». А я могу рассчитывать пока лишь на временное разрешение от года до трех. Жду его уже девять месяцев. Чтоб год жить и работать в Польше я отменил свою шенгенскую мультивизу, обменял ее на национальную польскую. Трудностей с получением визы не было, благодаря тем же Картам поляка у остальных членов семьи.

— Чем жизнь в новой стране отличается от прежней?

— Ничем. Люди так же ходят в одежде, болеют, смеются и любят  сезонные скидки. Имеет смысл оценивать отличия только в собственной жизни. Такой переезд конечно стресс. Мигрант оказывается в некомфортной языковой среде.  Вне своих социальных контактов. Этот стресс мобилизует адаптационные стратегии выживания. И это действует  положительно. Получается, жизнь в новой стране отличается положительно.

— Были какие-то сложности с адаптацией?

— Первые пять месяцев я работал на стройке. Я совсем не строитель и нашел  работу благодаря родственникам Юли. Спустя год жизни здесь могу сказать, что подобную работу разнорабочим здесь может найти любой украинец. В «Фейсбуке» есть много групп для украинцев,  где можно искать предложения о работе. Безусловно, мошенники есть, но информацию о недобросовестных работодателях и агентствах можно добыть в тех же группах.  Я работал в украинской бригаде, поэтому совсем не повышал свой нулевой уровень польского языка.  Чтоб это компенсировать по вечерам я ходил на курсы языка для начинающих в местный университет.  Когда мы приехали, нас встретили и поселили у себя знакомые харьковчане, Юля и Платон, которые живут здесь уже несколько лет. Мы совершенно сказочно познакомились на дизайн-маркете «Тремпель-Фест», где продавали свою одежду за полгода до отъезда. Благодаря их контактам мы уже на второй день сняли квартиру и въехали в нее.  Как-то вечером примерно через  неделю мы с Юлей поняли, что пора создавать социальные связи на новом месте. Мы решили, что приоритетным будет создание круга новых знакомых из поляков. Мы определили себя как художники, и пошли знакомиться с директором главной в городе художественной галереи BWA.

Это оказалось очень правильным решением.  Благодаря Войтеку мы вошли в круг интеллектуальной и творческой интеллигенции нашего нового города Зелёна Гура.  Сейчас наш круг общения на 90% – поляки. Несколько месяцев раз в неделю Войтек давал мне уроки разговорного языка у себя в галерее. Это общение переросло в теплую дружбу.

— Вы планируете работать по своей украинской профессии или будете заниматься чем-то другим?

— Безусловно, важная задача сохранить и развить свои навыки в новой стране. Я уже не работаю на стройке, нашел работу электрика и осветителя сцены в городском театре. Пока хожу в помощниках, даже для этого мне пришлось прослушать курс и сдать экзамен, чтоб получить квалификационное свидетельство и допуск к работе с электросетями. Незабываемый опыт! Переезд учит браться за новые дела. Вдобавок, я делаю для театра короткие промо-ролики к спектаклям.  И трудимся с Юлей над перезапуском нашего проекта PLATIE здесь.

— Расскажите о городе, в которым живёте сейчас.

— Зелёна Гура — город с населением 140 тысяч жителей с отлично развитой инфраструктурой. Он расположен недалеко от западной границы Польши. Берлин, Вроцлав и Познань — в двухсоткилометровой зоне. До Праги -280 км. Город утопает в сосновом лесу, и находится в воеводстве, где сосредоточено 60% польского леса.

В Зеленой Гуре есть украинское консульство, это очень удобно. Город компактный, заточен для семей с детьми. Благодаря несколько провинциальному характеру и близости  западного мира в городе низкий градус ксенофобских настроений. С XVIII века он был в составе Германии и вернулся в Польшу после Второй мировой войны. Поэтому здесь много старых немецких домов из камня, часто это очень красиво. Город ценит свою историю виноделия, Бахус – символ города.

— Чем он отличается от родного города?

— Огромные пространства бесплатных парковок. Автобусы по расписанию. Абсолютный приоритет пешехода на зебре. Дороги без  ям. Множество мелких отличий, из которых складывается позитивное впечатление. Но одновременно здесь ощущается дефицит культурной жизни – одна галерея, один театр, один кинотеатр, и тот в огромном торговом центре, которых  здесь несколько. Тихое место. Нет ХТЗ и Москалевки, трамваев, метро и Безлюдовки. Зато есть бесконечная сеть велодорожек и станций проката велосипедов. Чистый воздух с ароматом хвойного леса.  И вот такая, например, деталь – в детских садах нет «актового зала», все утренники проходят в родных группах.  Не детей ведут, а взрослые приходят к ним в гости.  Детям абсолютно не внушают важность момента, они спокойны и радостны. В Харькове оба наших сына часто отказывались участвовать в детских праздниках. А здесь с удовольствием поют и танцуют.

— Как проходит Ваш досуг?

При любой возможности пускаемся в путешествия. Изучили почти все близлежащие озера. Собираем грибы. Ходим на выставки и начинаем участвовать в них. Успели сделать #SaveSentsov на балконе, две уличные акции и попасть в польские газеты. Шьем. Встречаемся с новыми друзьями.

— Что больше всего нравится в новой стране?

— Добросердечность людей.  Верховенство права.

— Сергей, расскажите о себе? Почему Вы уехали в США?

— Я уехал потому, что давно хотел жить в этой стране (все мои ближайшие родственники живут здесь). И еще потому, что так сложились мои семейные обстоятельства, да и просто хотелось кардинально что-то изменить в своей жизни. В Украине я работал в компании «Киевстар» в корпоративном отделе, занимался поиском новых и обслуживанием существующих крупных корпоративных клиентов. Стаж  на одном месте был восемь лет и работа уже не приносила должного удовлетворения – перестали гореть глаза, не видел дальнейшей перспективы, хотелось перемен.

— Были сложности с документами и визой?

— С оформлением документов особых проблем у меня не было, так как я выезжал легально по статусу воссоединения семьи, моя мама сделала мне вызов еще в 2010 году, и вот, по прошествии 8 лет я собрал все необходимые документы, прошел все собеседования и получил заветную визу. Чувства были двоякие – с одной стороны восторг и эйфория, с другой стороны естественный страх перед большими переменами и самое главное – переживания по поводу дочери, которая осталась в Украине.

— Жизнь в новой стране отличается от нашей?

— Могу сказать, что жизнь отличается в корне всем. Хотя я раньше приезжал сюда уже 4 раза и имел представление о жизни в США, но, одно дело, когда ты приехал погостить на 2 недели и совершенно другое дело, когда ты приехал жить и возврата назад у тебя нет (так, по крайней мере, я себя настроил). Отличается все, и в первую очередь люди – такого количества людей разных национальностей я раньше не встречал (первое время я себя чувствовал, как герой фильма «Man in black» – кругом были инопланетяне) и конечно же между нами — языковой барьер (у меня до сих пор слабый английский).

Я считаю, что пока еще нахожусь на стадии адаптации к новой жизни и все атрибуты эмигранта у меня присутствуют – ностальгия по близким друзьям и родственникам, неуверенность в себе, отсутствие привычного круга общения и т.д.  Для меня пока понятия «новая родина» не существует, мне кажется она у всех своя и одна.

— Чем планируете заниматься?

— Планы работать по профессии есть, но сейчас пока хочу получить «city job» и поработать в МТА — транспортной компании Нью Йорка.

— Ваши впечатления от города, в котором живёте, как он Вам по сравнению с Харьковом? 

— О Нью Йорке много снято и написано, не буду повторяться и говорить банальности, одно могу сказать — это действительно столица мира. Чтобы это ощутить и прочувствовать необходимо сюда приехать хотя бы на несколько дней! Побродить по улицам вверх из downtown в uptown Манхеттена, посидеть в Централ парке на лужайке, прогуляться по интересному Хайлайн-парку, побывать в Брайант-парке, пройтись по Бруклинскому мосту, побывать в музее современного искусства МоМА, подняться на последний этаж Empire State Building и поплавать на пароме Ferry из Staten Island в Manhattan и обратно.

А еще обязательно для колорита впечатлений посетить 86-ю улицу Бруклина и тихий, спокойный одноэтажный спальный район – Staten Island. Гораздо больше я могу сказать о родном Харькове, каждый город по-своему хорош и уникален и сравнивать их не имеет смысла.

— В каких программах для мигрантов Вы участвуете?

— В двух программах – мне предоставили бесплатную медицинскую страховку на год, а также я получил помощь на изучение языка в колледже.

— Чем занимаетесь на досуге?

— Учу язык, смотрю фильмы и стараюсь разнообразить свой досуг как могу. Новых друзей и знакомых у меня пока мало, иногда встречаюсь со старыми знакомыми из Харькова. А летом с родными мы часто ездили на дачу за город и на 2-3-х дневные вылазки с палатками в лес с клубом любителей рок-музыки.

— Что больше всего нравится в новой стране?

— В стране больше всего нравится, что один доллар равняется одному доллару. И здесь реально достичь всего того, что хочешь.

Фото:  Karolina Spiak, Алексей Соболев, Сергей Касперычев.

Автор: Игорь Нещерет
Популярно

Вы читали новость: «Харьковчане-мигранты рассказали о своей жизни вдали от родины»; из категории Интервью на сайте Медиа-группы «Объектив»

  • • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
  • • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
  • • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
  • • Дата публикации материала: 18 декабря 2018 в 21:55;
  • Корреспондент Игорь Нещерет в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "Чем отличаются Зелёна Гура и Нью-Йорк от Харькова рассказали Алексей Соболев и Сергей Касперычев.".