• Вс 19.01.2025
  • Харьков  +2°С
  • USD 42.17
  • EUR 43.32

«Ахтем воплотил замысел Олега», или Как снять украинское кино из российской тюрьмы (фото)

Интервью   
«Ахтем воплотил замысел Олега», или Как снять украинское кино из российской тюрьмы (фото)

Последние правки в сценарий украинского копродукционного фильма про тоталитарный режим вносились в московском СИЗО. Продюсер фильма «Номера» Анна Паленчук о том, как руками Ахтема Сеитаблаева и письмами Олега Сенцова создавали ироничную антиутопию.

Из-за пандемии и перехода Харькова в «красную зону», организаторам кинофестиваля Kharkiv MeetDocs-2020 пришлось перевести показы в онлайн. Фильмом-открытием обновлённого фестиваля станет кинолента Олега Сенцова и Ахтема Сеитаблаева «Номера». Ее можно будет посмотреть онлайн бесплатно на сайте meetdocsfestival.com фестиваля MeetDocs 26 октября.

Кадр из фильма «Номера»

На примере одной замкнутой группы в фильме показана вся суть тоталитарного режима, а основой для его создания стала одноименная пьеса Сенцова 2011 года. Знаково, что работал над сценарием и съемками украинский режиссер находясь в российской тюрьме. Полноценно заниматься режиссированнием он, по понятным причинам, не мог. Именно тогда у фильма и появился второй режиссёр Ахтем Сеитаблаев, известный по проектам «Киборги», «Захар Беркут», «Чемпионы из подворотни» и многим другим.

Команде кинопроизводителей было очень важно, чтобы фильм получился максимально приближенным к тому, каким его хотел бы видеть сам Сенцов. Как это сделать, когда режиссера незаконно обвиняют в терроризме и он находится в тюрьме на территории другой страны? Международная премьера фильма в феврале 2020 года на Берлинском кинофестивале показала, что ничего невозможного в этом мире нет.

Трейлер фильма «Номера»

Как съемочная группа коммуницировала с Сенцовым и другие особенности создания фильма «Номера» журналисту Наталье Серебряковой рассказала продюсер фильма Анна Паленчук.

Продюсер фильма Анна Паленчук

— Чья была идея создать фильм «Номера» — Олега Сенцова, Ахтема Сеиитаблаева или чья-то еще?

— Изначально Олег попросил меня заняться постановкой его пьесы. Так у меня оказались права на «Номера». Я подумала, что просто поставить пьесу в театре — интересно, но это изначально ограниченное количество зрителей. Я написала Олегу, что постановку надо перенести в павильон, сделать киношные декорации и попробовать сделать киноверсию. Референсом я написала про «Догвилль» (фильм режиссёра Ларса фон Триера 2003 года, отличается тем, что в нём почти отсутствуют декорации — прим. ред.), так как знала, что Олег должен помнить этот фильм.

Кадр из фильма 

Олегу я предложила стать режиссером этого кинопроекта. Он согласился, что это можно сделать как ещё один проект, но сказал, что дистанционно режиссером не будет. Он тогда голодал, а я хотела его чем-то «занять» и в каждом письме расписывала, как мы можем работать на расстоянии. До этого я сняла в Украине несколько фильмов с индийскими режиссёрами, и все съемки я готовила с ними удаленно, совершая постоянные звонки в Индию. Поэтому я не боялась такого подхода и это был вызов. В июле Олег согласился быть режиссером.

Режиссер фильма Олег Сенцов

— Очевидно, что работа над этим фильмом отличалась от обычного кинопроизводства. Конкретно вашу роль как продюсера коснулись кардинальные изменения?

— В этом проекте я была изначально, так как была инициатором. Моя роль как продюсера заключалась во всем том же, что всегда делает продюсер. Находит команду, финансирование, партнеров, обеспечивает промокомпанию проекта, организацию подготовительного, съёмочного, и процесса постпродакшена, организацию премьеры на фестивале, в нашем случае Берлинском, и вывод фильма в дистрибуцию.

Также я долго убеждала Ахтема Сейтаблаева, так как понимала, что без Ахтема, мы никогда не сделаем этот проект. Ахтем не только талантливый режиссёр, но и обладает ремеслом и абсолютно филигранным пониманием всех тонкостей своей работы, что облегчало мне как продюсеру задачу. Так как у нас все было четко и быстро, без переработок и лишней потребности «подумать», как часто бывает с другими режиссёрами.

Режиссер фильма Ахтем Сеитаблаев

Прошло более двух лет, как я написала Олегу то письмо. За это время получилось сделать фильм и я ни одной минуты не сомневалась в важности и актуальности этого проекта.

— Как именно происходило общение с Сенцовым во время съемок?

— Мое общение с Олегом было непрерывно с мая 2018 года. Он мечтал, что бы пьеса «Номера» была поставлена в театре как полноценное произведение, а не как читки, которые часто случались в его поддержку. До этого в Москве уже пытались ставить эту пьесу, и я поняла, чтобы его подержать, надо все-таки заняться театральным продюсированием.

Я ему писала письма по системе «ФСИН-письмо» (электронная система доставки писем осужденным в Российской Федерации — прим. ред.). Как ею пользоваться мне показала Наташа Каплан, его сестра, с которой мы поддерживали связь.

Кадр из фильма

Я начала с ним активное общение по пьесе, а потом продолжила по фильму. Это все были десятки писем, которые постоянно поступали на мой электронный адрес. А ему давали мои письма в распечатанном виде, и у него была возможность заполнить пустой бланк с ответом, бланк сканировали и отправляли мне. Часто я пользовалась возможностью и передавала свои письма или документы, касающиеся проекта, с адвокатом, который к нему ездил раз в несколько месяцев. Пару раз на свидания с Олегом пускали и Аскольда Курова, режиссера документальных фильмов. Он не мог приносить Олегу никакие записи, так как это право было только у адвоката, но Аскольд всех нас поразил просто феноменальной памятью. Он передавал очень четко все вопросы съёмочной группе, Олегу, и очень подробно пересказывал инструкции нам всем, от самого Сенцова.

Кадр из фильма

— Какие функции были ему доступны?

— Все функции, которые выполняет режиссёр в подготовительном периоде. Утверждение команды, разработка и утверждение локации, декораций, реквизита, кастинг актеров, разработка и утверждение костюмов и образов героев, грима и так далее. Все, что есть в кадре, утверждал Олег, а Ахтем, неустанно следовал его указаниям.

Перед съемками Олег прислал письмо, где были крайние инструкции на съёмочный период. Ахтем воплотил замысел Олега. Конечно, если бы Олег был на свободе, когда мы снимали фильм, то сам фильм был бы другим.

Кадр из фильма

— Когда Олег впервые увидел фильм? Видел ли он черновой монтаж и тому подобное?

— Олег понимал и писал, что возможности ни показать, ни посмотреть у него нет, так как он был в колонии строгого режима за полярным кругом. Поэтому он передал право принятия фильма своей подруге Жене Врадий, которая с ним работала на ряде проектов. Она была его глазами, и мы ей отправляли все версии монтажа. Он полностью доверял ей, так как у них одинаковое восприятие кино.

Мы распечатали раскадровку фильма и передали ее Олегу через адвоката. Но без звука это представить было нельзя. В июле 2019 года у нас появилась возможность показать Олегу кино на телефоне. В России тогда изменили законодательство. Но он посмотрел уже законченный фильм.

У зрителей кинофестиваля Kharkiv MeetDocs будет возможность посмотреть законченный фильм “Номера” онлайн бесплатно на сайте meetdocsfestival.com фестиваля 26 октября.

Хочешь первым узнавать новости Харькова, Украины и мира?

Подписывайся на телеграм-канал: t.me/objectivetv или на вайбер-канал: Обʼєктив Новини

Автор: Наталья Серебрякова
Популярно

Вы читали новость: ««Ахтем воплотил замысел Олега», или Как снять украинское кино из российской тюрьмы (фото)»; из категории Интервью на сайте Медиа-группы «Объектив»

  • • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
  • • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
  • • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
  • • Дата публикации материала: 11 октября 2020 в 13:04;
  • Корреспондент Наталья Серебрякова в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "Продюсер фильма «Номера» Анна Паленчук о том, как руками Ахтема Сейтаблаева и письмами Олега Сенцова создавали ироничную антиутопию".