«Наследники Кернеса»: кто повоюет за Харьков?
Главным юридическим вопросом после смерти мэра стала процедура назначения внеочередных выборов. Главным политическим вопросом – список претендентов на должность городского головы, а также – лоббистов скорых выборов и противников этого процесса. Обе стороны предстоящего выборного кейса в Харькове мы обсудили с политологом аналитического центра «Обсерватория демократии» Антоном Авксентьевым.
«Задача максимум – чтобы перевыборов не было в принципе»
— Антон, после завершения местных выборов мы все стали свидетелями того, как долго не назначали первые сессии Харьковского городского и областного советов. Как мы уже знаем, в это время шли переговоры между политическими силами, прошедшими в советы. Их результат – голосования, которые прошли в полном соответствии с договоренностями. Позволят ли достигнутые договоренности провести перевыборы мэра Харькова в оговоренные законом сроки?
— Сейчас самое большое внимание будет приковано к 42-й и 79-й статьям Закона о местном самоуправлении, которыми регламентируется порядок перевыборов в случае смерти мэра. По закону, перевыборы должны быть. И в соответствии с демократическими стандартами выборы должны быть, потому что у нас выборы мэра прямые, а не представительские. То есть не депутаты – 84 человека — должны выбирать исполняющего обязанности мэра Харькова, а вся громада. Но с точки зрения политической воли игроков, конечно, те, кто сейчас достиг этого большого пакета договоренностей и распределил все ключевые должности в регионе, не заинтересованы в том, чтобы перевыборы происходили в ближайшее время. А задача максимум – чтобы перевыборов не было в принципе. Прецеденты подобные были – в предыдущую каденцию местного самоуправления у нас в Харьковской области в Дергачах, в Купянске — умирали мэры, и исполняли обязанности секретари городских советов. Никто ничего не назначал. На уровне областных центров – такая трагедия случилась в Луцке: умер мэр, тоже секретарь исполнял обязанности городского головы вплоть до очередных выборов, на которых он и выиграл.
— Купянск, Дергачи – это небольшие города. Вероятно, к ним не было такого общественного внимания. Возможно ли такое в Харькове?
— Я с вами согласен, что есть вопрос общественного резонанса. Но есть кейс Луцка. Это тоже областной центр. Мы, конечно, можем с позиции Первой столицы считать, что Харьков является чем-то более значимым во всеукраинском масштабе, но, к сожалению, есть уже прецеденты областного центра, когда смерть мэра не стала поводом для досрочных выборов.
Это вопрос политической воли. Перевыборы у нас, по закону, объявляет Верховная Рада. При этом очень интересно выписан закон – что в 15-дневный срок секретарь городского совета должен сам подать ходатайство в ВР по поводу назначения внеочередных выборов. При этом в законе ничего не сказано о санкциях: что будет, если Терехов не подаст это ходатайство? Я так понимаю, что Верховная Рада может и без ходатайства проголосовать и объявить эти выборы. По закону, 90-дневный срок у Верховной Рады на это есть. Но опять-таки – не сказано ничего о том, что будет, если коллегиальный орган – Верховная Рада — не проголосует, если они не вставят этот вопрос в повестку дня. Именно так в Луцке и произошло, этот вопрос не выносился, и по нему никто не голосовал.
Конечно, есть резонанс. Кернес был фигурой, можно сказать, всеукраинского масштаба с точки зрения его узнаваемости. Немного мэров таких мы знаем. Думаю, Кернеса знали и в других городах. Кто-то хорошо к нему относился, кто-то плохо. Но резонанс у этого кейса будет. Все зависит от того, какая будет политическая воля у «слуг народа», Офиса президента, у которых все-таки большинство в парламенте. А также — от того, насколько активно будут себя в информационной повестке дня проявлять оппоненты. Я вижу, кому выгодны эти перевыборы, и мне будет интересно посмотреть в ближайшие недели, насколько они активно будут «качатьм эту тему или наоборот с ними уже договорились. Вы видели голосование за Терехова – «за» 73 депутата, включая ОПЗЖ. Может быть, есть и невидимая сторона этого пакета договоренностей, о которой мы не знаем. И всех устраивает кандидатура секретаря горсовета и то, чтобы никаких перевыборов не было.
«Мы можем в ближайшее время увидеть Михаила Добкина на разных телеканалах»
— Кто будет «за» выборы и будет продвигать эту идею, а кто будет затягивать процесс?
— Персонально, я думаю, что мы должны увидеть сейчас активную позицию Александра Фельдмана, который все-таки занял второе место на очередных выборах мэра и обладает высокой узнаваемостью в Харькове, поддержкой, рейтингом. Мы понимаем, что большинству избирателей Кернеса, которые сейчас в растерянности, придется сейчас искать свой второй выбор. И за это пойдет борьба – за виртуальное наследство. Борьба между Тереховым, Фельдманом, Михаилом Добкиным — я думаю, он тоже сейчас активизируется. Предполагаю, что ему нужно провести консультации, чтобы более прямо заявить. Но, в моем понимании, Михаил Добкин заинтересован в этих перевыборах, потому что тот расклад, который у нас получился в плане транзита власти (как все переделили в посткернесовсую эпоху) — Михаила Добкина в этом раскладе нет. Поэтому, мне кажется, что он должен быть очень заинтересован. Из финансовых тяжеловесов он ориентирован на Рината Ахметова, как я понимаю. У Рината Ахметова есть медиаресурс. Я думаю, что мы можем в скором времени увидеть Михаила Добкина на разных каналах.
Мне также интересна позиция ОПЗЖ на центральном уровне. Потому что Фельдману перевыборы выгодны. Он будет одним из фаворитов. А ведь в новом городском бюджете заложены деньги в том же объеме на строительство дороги через «Барабашово» — то есть с ним никто мириться пока не соглашается. Все планы остаются такими же, как были у Кернеса. Поэтому Фельдман для него эти перевыборы – это шанс. И он должен эту тему максимально «качать», если сленгово выражаться. Но мне интересно, как будет вести себя фракция ОПЗЖ и ее медиаресурс на уровне центральных телеканалов. Будут ли блокировать трибуну Верховной Рады депутаты с требованиями объявить перевыборы в Харькове, потому что это их базовый регион. У них есть шансы здесь застолбиться, когда у нас начнется электоральное брожение. Те люди, которые голосовали за «Блок Кернеса» — для них ОПЗЖ и кандидат от ОПЗЖ – это естественный второй выбор. Так что это основные, на мой взгляд, игроки, которые заинтересованы. Не заинтересованы все те, кто сейчас договорился: Игорь Терехов, наверное, не заинтересован Арсен Аваков, Павел Фукс и другие бенефициары «нового режима».
«Слугам народа» выборы мэра в Харькове не нужны
— Если говорить о «Слугах народа»: они могут захотеть взять реванш на выборах мэра, тем более, что у них – монобольшинство в Верховной Раде и их голосов должно хватить для того, чтобы назначить перевыборы. Какой будет их позиция?
— Все упирается в позицию Офиса президента, которая будет транслирована в парламенте через фракцию «Слуг народа». На мой взгляд на данный момент Офис президента не заинтересован в перевыборах. У них есть договоренности с Тереховым, Фуксом, Котвицким, Аваковым. Со всей этой группой они договорились, как я вижу, что город отходит к Терехову под патронатом Авакова и Фукса, и «Слуги народа» там формально участвуют в этом большинстве. А область в свою очередь отходит в большей степени «слугам народа». Есть новый губернатор, неконфликтный, как я понимаю, ориентированный на Кирилла Тимошенко – нового куратора региональной политики в Офисе президента. Есть глава областного совета тоже от «слуг народа». То есть у них есть договор. Они его соблюли, судя по тому, как гладко прошли первые сессии: никто никого не попытался «кинуть», грубо говоря. И сейчас перевыборы для них будут проверкой на устойчивость этого «режима», который только-только состоялся. Зачем им, например, чтобы мэром избрали кого-то от ОПЗЖ?
А у самих «Слуг народа» я очень мало вижу шансов на то, что их кандидат может победить. Мы видели, сколько ресурсов было вложено в избирательную кампанию Кучера, и какой, откровенно говоря, позорный результат в итоге получился. Кого бы они еще могли поддержать, я даже не знаю. Можно придумать, наверное, какие-то странные комбинации – типа выдвижения Терехова от «Слуги народа». Но зачем это ему? Ему гораздо выгоднее идти с франшизой «Блок Кернеса» — на полном отождествлении. Это то, что мы уже видим: билборды по городу, так сказать «Сталин – это Ленин сегодня». Полное отождествление, ассоциирование с Кернесом. Поэтом я не вижу какого-то интереса для «Слуг народа», Офиса Президента в том, чтобы помогать перевыборам.
Но если давить на Зеленского в имиджевом, информационном плане, показывать ему, что это кейс узурпации власти. Что он ему потакает — вопреки всем своим обещаниям и декларациям. Что он обязан все-таки способствовать тому, чтобы громада выбирала мэра, а не где-то кулуарно 5 человек выбрали, кто будет в ближайшие 5 лет руководить городом и регионом. Может быть, такой фактор давления как-то и сработает, и президент примет такое волевое решение. Но для этого такое давление кто-то должен оказывать. Посмотрим в ближайшие недели, найдутся ли заинтересованные силы.
Терехов, Фельдман, Добкин, Светличная – и никаких «слуг»
— Если все-таки выборы будут, с вашей точки зрения, кто примет в них участие?
— Я думаю, мы сейчас можем говорить о расширенном списке. А дальше у нас опять вмешиваются эти неэлекторальные, кулуарные факторы: когда кто-то выдвинулся, а дальше с ним ведут переговоры: что ему дать взамен, чтобы он снял свою кандидатуру. В расширенном списке я вижу Терехова – от «Блока Кернеса» как главного претендента. У него есть эти амбиции. Ему бы, конечно, отложить эти выборы на как можно дольше, чтобы укрепиться на позиции секретаря горсовета. Чем больше времени пройдет до выборов, тем больше его позиции будут усиливаться и наоборот будет откат небольшой у его оппонентов.
Александр Фельдман – он первый после Кернеса, с точки зрения результатов выборов 2020 года. Сейчас люди вспомнили о Фельдмане, потому что он вел избирательную кампанию, они увидели его в бюллетене, вспомнили, что он тоже имеет политические амбиции на уровне города. Если он будет молчать, это, конечно же, будет не в его пользу.
Михаил Добкин – даже с позиции самовыдвиженца. Очень четкая ассоциация у людей есть по-прежнему: Добкин – Кернес. И в борьбу за электоральное наследие Кернеса Добкин может вмешаться. Но это как раз тот пример, о котором я уже говорил: может выдвинуть кандидатуру и дальше ждать предложений, потому что я сомневаюсь, что его поддержит фракция «Блока Кернеса». Хотя все же может быть. Я думаю, что «Блок Кернеса» все-таки будет субъектом выдвижения для Терехова, но возможны разные комбинации, мы это понимаем. И Добкин, возможно, захочет здесь себя как субъекта этого процесса застолбить, чтобы что-то получить. Мэрское кресло – это журавль в небе, но хоть какую-то синицу.
Еще из неназванных фамилий, наверное, Юлия Светличная. Она вроде бы не проявляла интереса к мэрскому кейсу лично – от ее партии баллотировался Игорь Черняк. Но в случае выборов без Кернеса… У нас просто не так много фамилий харьковских политиков со 100-процентной узнаваемостью (или близкой к 100%) и еще и положительным балансом доверия. Поэтому она тоже могла бы вмешаться в эту гонку.
Еще из неназванных Ярославский – если он настоящий, не Денис, а Александр. Но я, если честно, не вижу для него мотивации и интереса. Он, мне кажется, уже перешел на тот уровень «делегации», когда он может делать на кого-то ставку, может как-то помогать, быть бенефициаром. Но лично идти и потом бегать за прорывающимися трубами и отвечать журналистам, почему они снова прорвали, — это уже немножко не его стиль жизни. Это основные кандидатуры.
— Если говорить о «Слугах», как вам кажется, они будут выставлять кандидатуру?
— Я бы на их месте не выставлял кандидатуру, чтобы снова не получить такой результат, который они получили. Потому что динамика рейтинга у них в целом негативная. Ярких фигур у них сейчас нет, поэтому лучше им потом сказать: «Мы были с победителем. Мы поддерживали победителя всеми руками, просто не афишировали». С точки зрения того, как сохранить лицо, это лучше, чем получить 7 %. Или финт сделать такой и выставить кого-то абсолютно внесистемного, то есть не идти по административному пути, как они сделали на этих местных выборах, а поискать какую-то фигуру – по примеру того, каким был Зеленский в 2019 году. Такая же неожиданная, неполитическая фигура, но с высокой узнаваемостью. Но не будем им подсказывать – не будем называть конкретные фамилии. Я думаю, для них все же лучше быть над схваткой на этих выборах.
Новости по теме:
- Категории: Интервью, Политика, Харьков; Теги: выборы, Кернес, политолог;
- Чтобы узнавать о самом важном, актуальном, интересном в Харькове, Украине и мире:
- подписывайтесь на нас в Telegram и обсуждайте новости в нашем чате,
- присоединяйтесь к нам в соцсетях: Facebook , Instagram , Viber , а также Google Новости,
- смотрите в Youtube, TikTok, пишите или присылайте новости Харькова в нашего бота.
Вы читали новость: ««Наследники Кернеса»: кто повоюет за Харьков?»; из категории Интервью на сайте Медиа-группы «Объектив»
- • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
- • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
- • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
- • Дата публикации материала: 17 декабря 2020 в 23:31;
Корреспондент Оксана Горун в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "Главным юридическим вопросом после смерти мэра стала процедура назначения внеочередных выборов. Главным политическим вопросом – список претендентов на должность городского головы, а также – лоббистов скорых выборов и противников этого процесса. Обе стороны предстоящего выборного кейса в Харькове мы обсудили с политологом Антоном Авксентьевым.".