• Вс 19.01.2025
  • Харьков  +0°С
  • USD 42.17
  • EUR 43.32

«Если телеканалы в чем-то виноваты, их надо предать суду. Но не суду Линча» – Александр Давтян

Интервью   
«Если телеканалы в чем-то виноваты, их надо предать суду. Но не суду Линча» – Александр Давтян

Харьковский бизнесмен, соучредитель телеканала Simon Александр Давтян поделился мнением о закрытии национальных каналов «ZIK», «112-Україна» и «NewsOne». Можно ли избавиться от российской пропагады, закрыв телеканалы? Чем  Telegram-каналы опасней традиционных СМИ? Почему контрпропаганда эффективней запретов? На эти и другие вопросы Александр Давтян ответил в программе «Насправді». Приводим выдержки этого разговора.

«Это абсолютно неправильно: воевать с прессой»

— Считаете ли вы законным решение президента Владимира Зеленского о фактическом запрете 3-х каналов?

— Я не могу судить о законности. Но решение Президента что-либо закрывать или забирать… Наверное, у него нет таких конституционных полномочий. Это должно быть решение суда. На мой взгляд, чтобы это ввести в законное русло, должно было быть уголовное производство — и решение суда, которое вступило в законную силу.

Мы через подобное проходили – в 1999-м году. Люди постарше помнят, какие пытались проводить санкции в отношении телеканала Simon, когда Кучма пытался его закрыть – и не смог. Потому что в конце концов ему сказали: «Леонид Данилович, не будь дураком, не делай этого».  И за нас тогда, кстати, вступились и послы разных государств, и разные политические деятели — и Кучма на это не пошел. Когда-то Кравчук пытался какой-то канал закрыть, для него это закончилось очень плачевно – его не переизбрали. Пытался у нас когда-то канал и Ющенко (его окружение) «отжать»… Даже Янукович, которого мы не жалели на нашем телеканале, не закрыл его.

У меня, честно говоря, было полушоковое состояние, когда я вчера прочитал эту новость. Это абсолютно неправильно: воевать с прессой. Если нашли какие-то коррупционные действия по углю, так возбудите уголовное дело — и выиграйте его в суде. Но не надо вымещать злобу на журналистах.

«Если закрыть телеканалы, пропаганду убрать не получится»

— Закрытие этих каналов сейчас празднуют в соцсетях – много громких позитивных заявлений. Какой может быть реакция собственников телеканалов на происходящее?

— Я – соучредитель телеканала. Я считаю, происходящее — незаконно и неправильно. Мне интересно, например, телеканал Порошенко «Прямой», где Зеленского одна женщина (не хочу называть фамилию) называет полуматерными словами, его тоже закрыть надо?

Но ведь даже если закрыть все телеканалы, ничего из этого не получится для того, чтобы убрать пропаганду. В Советском союзе не было совершенно никаких оппозиционных телеканалов. Все были государственные. И это совершенно не помешало развалу Советского союза.

В России сегодня абсолютно нет оппозиционных телеканалов. Но это не мешает тому, чтобы люди выходили на митинги. Навальный – это же предлог.

В наше время, когда существует интернет, когда 90% украинских квартир оснащены российским телевидением, закрывать какие-то 3 канала Козака – это неправильно. Нужно просто усиливать контрпропаганду.

«Я не согласен с тем, что они вещают, но бороться нужно юридически или контрмерами»

— Это решение о закрытии именно этих 3-х телеканалов обсуждалось еще давно. На ваш взгляд, что стало сейчас той причиной этого шага?

— Откуда я знаю? Может быть, звонок из Америки – новой администрации. Может быть, все-таки Зеленского убедили, что так можно сделать. Но еще раз говорю: я думаю, что юристы дадут правовую оценку, и этот вопрос будет разбираться в судах.

За 30 лет независимости Украины это первый такой прецедент – такого масштаба. 3 канала – всеукраинские. Если они в чем-то виноваты, их надо предать суду. Но не суду Линча: просто росчерком пера закрыть… Так можно всю оппозицию просто росчерком пера уничтожить. Запретить, чтобы оппозиция была — решением СНБО. Я не согласен с тем, что они вещают и как они вещают. Но с этим надо или юридически, или контрмерами бороться.

— Спикер Дмитрий Разумков не поддержал санкции. Как вы считаете, это личная позиция, какая-то собственная игра у него. И к чему может привести такое несогласие?

— А что, все должны идти строем подписывать документы? У человека есть своя позиция какая-то.

Я еще думаю: каналы закрыли именно в то время, когда мы увидели, что социология показывает стремительное падение партии «Слуга народа». Уже партия, если я не ошибаюсь, на 3-м или 4-м месте – это после того, как у нее рейтинг был под 70%. И падение рейтинга действующего президента.

Но в итоге-то это ничего не даст. Запретный плод сладок. Теперь будут какие-то их действия показывать по интернету, будут открываться Telegram-каналы. То есть в век современных технологий это абсолютно неразумно.

«Они увеличили поток людей, которые примкнут к оппозиции»

— Кстати о Telegram -каналах. Это же не первое громкое событие этой недели. В понедельник СБУ заявила о разоблачении сети пророссийских Telegram-каналов. Как вы считаете: это политика или беспокойство о нацбезопасности. Потому что уже вторая такая история за неделю?

— С Telegram-каналами мне все понятно. Никто не знает, кому он принадлежит, никто не знает, откуда берется эта информация. Там, на самом деле, можно лить грязь, и поэтому тут я в какой-то степени с работниками правоохранительных органов солидарен: должна быть ответственность.

Помните, мы когда-то сильно осуждали, что в России приняли такое решение: если у блогера или у Telegram-канала больше 3000 подписчиков, – это уже считается СМИ. У нас есть Telegram-каналы, у которых по 100 тысяч подписчиков, и они распространяют заведомую ложь и грязь, за которую никто не отвечает. Я считаю, тут как раз, это было правильно сделано.

А если есть телеканал, у которого есть собственники, открыты бенефициары, вся эта информация о них есть. Если их информация – ложь, надо подавать в суд. Нельзя так поступать с журналистами.

— ОПЗЖ сегодня заявила, что они будут инициировать импичмент Зеленскому из-за блокирования телеканалов. Как вам кажется: это начало масштабного противостояния или предвестник перезагрузки власти?

— Все может быть. Каждое действие вызывает противодействие. Мы все прекрасно понимаем, что у ОПЗЖ нет реальной силы, чтобы реализовать импичмент. Там такой закон об импичменте, что его вряд ли можно довести до логического завершения. Но это начало… От того, что не будут эти каналы вещать, те люди, которые колебались, примкнут к оппозиции еще больше. На мой взгляд, тем, что сделал Офис президента, они еще увеличили поток людей, которые примкнут к оппозиции.

«Деньги надо было тратить на контрпропаганду»

— Какие последствия могут быть?

— Я думаю, сейчас потеплеет и начнутся какие-то уличные протесты… Как бы там ни было, ОПЗЖ – это мощная политическая сила, и мы видим, что, например, в  Харькове – это сила, которая фактически на первом месте. Потому что «Блок Кернеса» — это же был такой «вождистский» блок, и после смерти Кернеса, я думаю, у этого блока короткая будет жизнь. Они или вольются в то же ОПЗЖ, или будут какой-то такой партией – не на первом месте по рейтингам в Харьковской области. Кстати, многие члены этой партии хотят перейти в ОПЗЖ. Такие действия власти, наоборот, подстегивают этих людей, чтобы они уходили в оппозицию. И это неправильно.

Нужно было делать совершенно другое. Мы это обсуждали еще при Порошенко. Я был советником и говорил: «Ребята, давайте делать телевидение, которое будет во всем мире показывать». Вот, куда надо было тратить деньги – на контрпропаганду.

А сегодня по пропаганде мы, конечно, России проигрываем, притом проигрываем с сухим счетом: 1 000 000 – 0. Пропаганда в России работает очень эффективно, они работают по всему миру, их телеканалы работают по всему миру. И не такая однозначная позиция в мире, что Россия плохая, а Украина хорошая. Я общаюсь и с дипломатами в том числе, и у людей в Европе, Америке и Израиле очень разное мнение. Поэтому надо делать пропагандистский аппарат. Помните, мы сделали «Минстець» (Министерство информационной политики – ред.). Оно ж для этого и делалось – чтобы заниматься пропагандой Украины. Нигде на западе нет украинского телевидения. И вот мы боремся с русским языком, но на здании Всемирной ассоциации здравоохранения есть надпись на русском языке, а на украинском – нет. Вот куда надо силы прилагать. А не тут запрещать какие-то книги или телеканалы.

Популярно

Вы читали новость: ««Если телеканалы в чем-то виноваты, их надо предать суду. Но не суду Линча» – Александр Давтян»; из категории Интервью на сайте Медиа-группы «Объектив»

  • • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
  • • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
  • • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
  • • Дата публикации материала: 3 февраля 2021 в 18:20;
  • Корреспондент в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "Харьковский бизнесмен, соучредитель телеканала Simon Александр Давтян поделился мнением о закрытии национальных каналов «ZIK», «112-Україна» и «NewsOne»".