Эверест – это менеджмент и это не про спорт — харьковский альпинист, 4 раза покоривший Джомолунгму (видео)
Сколько стоит взойти на Эверест? Чем реальность там отличается от кино? Как экспедиция с 2-мя харьковчанами в составе установила рекорды сразу трех стран? Об этом в «Информационном вечере» на телеканале Simon харьковский альпинист Валентин Сипавин.
На прошлой неделе он вернулся из Непала – после своего четвертого, рекордного для альпинистов Украины, восхождения на Эверест.
Три девушки взошли на Эверест в одной группе
— Валентин, вы только недавно вернулись в Харьков. Успели восстановиться после восхождения?
— Экспедиция была нелегкая — пожалуй, самая длинная из моих четырех экспедиций. Где-то это заняло 50 дней. Потому что мы не могли улететь домой из Непала — сейчас Непал закрыт из-за ковид, и нет международных рейсов, только эвакуационные. Мы еще вынуждены были просидеть неделю в столице Непала Катманду в отеле.
Должен сказать, что восстановиться для меня ментально — легко. Физически сложнее, восстановить иммунитет. Это сложное восхождение для организма, нагрузка большая. Я восстанавливаюсь: ем клубнику, овощи, фрукты. Но здесь тепло — там снег, поэтому я отдыхаю.
— Так никаких специфических упражнений или лечения после восхождения не нужно?
— Лечение не требуется. Специальные тренировки восстановительные, очень легкие — чтобы привести мышцы в тонус — есть. Например, сегодня я уже 2 раза потренировался: побегал и в тренажерном зале позанимался. Но это такие очень легкие упражнения — сугубо для восстановления. Ничего из ряда вон выходящего.
— Расскажите о группе, с которой вы поднимались — она была интернациональной, насколько я знаю. Кто там был?
— Моя группа на Эверест — это мой повод для гордости. У нас было 3 девушки. Три, которые шли на Эверест. Это вообще такой почти нонсенс. Многие друзья говорили: «Слушай, ты там с ними застрелишься». Но все было замечательно.
Первая — это украинка Ирина Караган из Днепра, она стала первой днепрянкой, которая поднялась на Эверест. Затем это Алла Касабуцкая — это девушка из Беларуси, которая стала первой беларуской в истории этой страны, взошедшей на Эверест, и Ольга Тапордей — это первая молдаванка на Эвересте. То есть мы своей группой делали такую небольшую историю.
И еще Игорь Яскевич — это львовянин, который стал вторым львовянином, взошедшим на Эверест. И харьковчанин Павел Сидоренко. Он уже был со мной на Эвересте в 2019 году. И сейчас его цель была — это восхождение на 4-ю по высоте вершину мира – Лхоцзе, высотой 8516 м. Она там недалеко находится. И он совершил это восхождение. То есть у нас такой 100-процентный успех экспедиции.
Подготовка к Эвересту: Арарат, Килиманджаро и самый высокий вулкан мира
— Все — профессиональные альпинисты или туристы были среди них?
— Я должен отметить, что это была чисто коммерческая экспедиция. Павел Сидоренко — у него уже был большой опыт. Остальные участники экспедиции были, я не могу сказать, что начинающими, у них был определенный опыт, но это были мои клиенты.
— То есть не профессиональные альпинисты, которые постоянно штурмуют горы?
— Нет.
— Они до Эвереста поднимались на какие-то вершины?
— Да. Мы планировали эту экспедицию с прошлого лета. Мы сделали несколько восхождений. Начали с Арарата, Килиманджаро. Подготовительный процесс сверхтяжелый был на самом высоком вулкане мира — это была экспедиция в Чили. Мы совершили восхождение почти в полном составе. И еще — из-за нехватки опыта — несколько участников ездили в Эквадор, несколько восхождений делали, и в Мексику.
То есть у меня очень такой жесткий кастинг. Потому что я понимаю, что это риски, которые я на себя беру. Эверест — это еще менеджмент и правильные оценки рисков. Я поставил достаточно жесткие условия: если вы справитесь с физической подготовкой, с технической подготовкой, сможете съездить и взойти на вершины (такие, такие, такие) — тогда я считаю, что вы будете готовы к тому, чтобы попробовать Эверест. Они все справились с этой задачей. Это была такая многошаговая подготовка. И уже на Эвересте все было очень-очень четко. И вообще это была такая очень крутая экспедиция — вообще беспроблемная.
«Эверест сейчас — это очень туристско-коммерческая индустрия»
— Если люди хотят представить, как выглядит на самом деле восхождение на Эверест, подходит для этого нашумевший американский фильм «Эверест» 2015 года? Соответствует действительности то, что там показали?
— Я могу сказать, что снято очень круто. Очень похоже. Хотя снимали в студии. Я смотрел какие-то статьи, как снимали. Но человек должен понимать, что сейчас так не ходят. Это история 1996 года. Тогда было все иначе. Сейчас все — ну, почти все — технологии изменились: начиная с комфорта базового лагеря (есть вай-фай в базовом лагере). Обрабатывают маршрут совсем иначе, изменилась стратегия. То есть выходят примерно в 9 вечера, чтобы быть на вершине на восходе солнца и чтобы был полный световой день для спуска. Сейчас 99,9% шерпов, альпинистов, клиентов ходят с кислородом. Тогда это был почти нонсенс — он был только для медицинских целей. То есть сама технология изменилась.
Эверест сейчас — это такая очень туристско-коммерческая индустрия, на которой зарабатывает страна — во-первых, Непал. И Китай, потому что это на границе двух стран.
Сам фильм соответствует той действительности, как это было раньше. Но сейчас так в горы не ходят. Есть очень современные прогнозы погоды. Есть спутниковая связь почти в каждой группе. Есть обработанный маршрут, где веревка тянется к вершине — ты просто не можешь уже потеряться.
Порезанный палец на высоте 5300 м не восстанавливается
— Вы сказали, что эта ваша экспедиция длилась 50 дней. Расскажите, что все это время там можно делать?
— Это вообще обусловлено нашей физиологией. Потому что, если человека сразу поднять, например, на вертолете или самолете на большую высоту, есть такая болезнь, такой процесс — гипоксия. То есть кислородное голодание. И когда у нас в крови становится меньше кислорода, затормаживаются все процессы. То есть мы начинаем задыхаться, начинают мерзнуть сначала периферийные органы — пальцы ног, рук.
Именно поэтому идет очень долгий процесс акклиматизации. Чтобы прийти в базовый лагерь, мы почти неделю пешком идем с высоты 3000 метров до высоты 5300 метров — это высота базового лагеря. Такой трекинг: мы набираем высоту, потом спускаемся вниз. Это такой наиболее популярный трекинг в мире — к базовому лагерю Эвереста. Просто люди, которые не идут на Эверест, ходят в этот лагерь. Очень красивые вершины можно увидеть. Это очень популярная история.
То есть неделю мы идем в базовый лагерь. Затем 2 — 3 дня отдыхаем. Потом у нас идет то, что раньше называли «акклиматизационной выход», сейчас называют «первая ротация». Мы идем в первый лагерь день, во второй лагерь — день. Ночуем. Спускаемся в базовый лагерь. Опять три дня отдыхаем. Отъедаемся. Затем снова: первый лагерь, второй, ночуем. День во втором лагере — для акклиматизации вновь. Третий лагерь. Ночуем. Спускаемся вниз в базовый лагерь. Затем, если есть желание, время, прогноз позволяет — можем спуститься еще ниже, чтобы подышать нормально кислородом. Потому что на высоте 4800 метров — а мы живем выше — кислорода в атмосфере в 2 раза меньше, чем у нас здесь, на нуле, на 100 м, где Харьков находится. Поэтому для организма это очень большая нагрузка. У многих могут быть очень разные реакции: у кого начинают зубы выпадать, иммунитет ослабевает, у девушек — волосы, кожа не восстанавливается. То есть, если где-то порезал палец, то на высоте 5300 он почти не восстанавливается.
Но как только ты где-то сбрасываешь до 3600 – 2 — 3 дня, и организм почти 100-процентно восстановлен. Именно поэтому это долго происходит.
И потом мы еще ждем 2 — 3 дня — а иногда 5, иногда 10 — прогноз погоды. Потому что на Эвересте, как мы говорим, «поймать погодное окошко» очень сложно. И в этом году было очень сложно. Именно поэтому часть украинцев, которые пытались взойти на 4-ю вершину Лхоцзе, не смогли. Потому что они пересидели — пошел снег, и они потом из-за того, что выпало много снега, не смогли взойти. То есть это еще стратегия — и здесь, кто выиграет, кто более опытный, более хитрый.
«Космическое» снаряжение для альпинистов
— Если сравнить снаряжение альпинистов 1990-х и сегодняшнее — насколько разница значительная?
— Это то, о чем я говорил: что изменилась индустрия альпинизма вообще и в том числе — на Эверест. И не исключение — это одежда и снаряжение, так как сейчас многие фирмы, которые производят горное снаряжение, они к себе нанимают конструкторов, дизайнеров из других сфер — в том числе и космических. Поэтому сейчас очень теплые ботинки, пуховые комбинезоны. Такие, о которых советская сборная не могла даже мечтать. Кислородные баллоны легче, маски — надежнее, перчатки — теплее. Сейчас даже есть стельки для ботинок с подогревом. Это реальность, хотя их мало кто использует. Но технологии за 20 лет… каждые 10 лет — это 2 шага вперед.
Сейчас был переломный момент, когда мы сидим в штурмовом лагере — нам надо выходить. Но ветер очень сильный, и никто не выходит. Сильный ветер — это очень холодно, можно обморозиться. И я понимаю, что если мы сейчас не попробуем, мы утром пойдем вниз со стопроцентным поражением. Я говорю: «Команда, нужно сделать попытку». Команда поверила. А я понимал, что у нас очень теплые костюмы. Если ветер не будет сбивать с ног, то температура — это такое. Потому что кислород дополнительный, искусственный — он еще согревает, так как не дает крови загустеть. Поэтому мы пошли — и уже потом все остальные экспедиции за нами потянулись, потому что увидели, что кто-то смелый, увидели наши фонарики.
И моя стратегия была верной. Никто не обморозился — от слова «вообще». То есть все было подобрано настолько четко — но надо на этом не экономить. Потому что это очень больших денег стоит, но если ты где-то сэкономишь, то можно без пальцев остаться — ампутируют — или еще что.
All inclusive – восхождение на Эверест стоит 250 тыс. долларов
— Когда вы говорите «дорого стоит», интересно: сколько обойдется туристу восхождение на Эверест?
— Это большой вопрос. Если просто «сходить на Эверест», то нужно заплатить еще — без снаряжения, налегке — начиная от 40 тыс. долларов.
— Это за что? Это билет?
— Нет, в это билет в Непал не входит. И это только начало. All inclusive стоит 250 тысяч долларов. И именно об этом мы говорим. Что Эверест — это не про спорт сейчас. Это о достижениях. Идут люди, чего-то достигшие в жизни: они построили бизнес, купили машину — себе, жене… Эти люди, когда держат эти деньги в руках, они не думают купить еще одну 1-комнатную квартиру в Харькове и сдавать ее, например. А думают: «В этом я уже реализовался, хочу еще самореализоваться». И у каждого разная мотивация.
Есть аll inclusive — компании американские, швейцарские, которые берут за это до 250 тыс. долларов. Во-первых, только разрешение стоит 11 тыс. долларов — на человека. Это зарабатывает сугубо страна. Потом — логистика из Катманду в базовый лагерь, питание на 1,5 месяца, палатки, почти одноразовые, услуги шерпов — это кислородное оборудование, зарплата шерпам, это пермиты шерпов, это нужно команде, которая оборудует маршрут, заплатить…
И можно в базовом лагере отдыхать, как говорится, на матрасе с подогревом и платить за это 100 тыс. долларов. Но к Эвересту еще и нужно подготовиться. Осуществить несколько восхождений. В Украине гор нет. Это нужно куда-то вылетать.
Подготовилась к восхождению на Эверест с нуля за 7 месяцев и 19 дней
— То есть этих условных 250 тыс. долларов еще и может быть недостаточно?
— Какой бы сервис ни был, на гору все равно придется идти вам — персонально. Шерпы могут вам поставить палатку, принести еду, приготовить вам кипяток, принести вам запасной кислородный баллон — но это все. На вершину придется идти вам, лично нести свой кислородный баллон и эти 1,5 месяца работать и терпеть. И к этому нужно быть готовым — физически и ментально. И ментально — это, иногда, самое важное. Именно поэтому — чтобы человек вообще понимал, нужен ему этот Эверест или нет, нужно людям осуществить предварительные восхождения.
Конечно, 20 — 30 лет назад — это был другой список вершин рекомендованных. Сейчас с этим проще, меньше. Зато сейчас сложность в том, что мир закрыт из-за ковид. Но совершить восхождение на семитысячник или почти 7-тысячник — например, на высшую точку Южной Америки Аконкагуа высотой 6962 метра — это нужно осуществить самому. И уже потом ты понимаешь, готов ты к Эвересту или не готов.
И еще это требует денег. Это можно растянуть на какой-то период – 2 — 3 года подготовки. Можно это сделать быстро. Ольга из Молдовы с момента, когда позвонила мне (она была полный нуль, у нее не было никакого опыта) — до момента восхождения на Эверест прошло вообще 7 месяцев 19 дней. Девушки беременными дольше ходят.
Но она четко по моим инструкциям готовилась, четко приобрела все снаряжение, съездила с нами на несколько восхождений — в том числе и на самый высокий вулкан мира высотой 6900 метров. То есть она включилась полностью, 100-процентно, ее поддерживал муж. Он сделал все, чтобы она достигла своей мечты. Это была ее мечта. Пожалуй, это где-то модно сейчас. Пожалуй, это маркетинг работает. Эверест — самая высокая точка мира. Но она стала первой молдаванкой, которая взошла на Эверест, — и написала этим историю альпинизма Молдовы. До этого восходили всего 3 молдаванина со времен распада СССР.
— Есть ли у вас такие горы, на которых еще не бывали? Какая мечта или цель, которую хотите осуществить?
— Сейчас очень стало трудно путешествовать по миру. Есть вообще много вершин, стран, куда хотелось бы поехать и совершить восхождение. Например, Антарктида — что-то такое экзотическое, сложное. Есть сейчас в плане экспедиция, но мы не понимаем, поедем или нет. Страны закрыты, Украина во многих государствах — в перечне ковидно опасных стран. Если мы поедем, вы узнаете первыми.
Фото и видео предоставлено Валентином Сипавиным и Харьковской федерацией альпинизма и скалолазания.
Новости по теме:
- Категории: Интервью; Теги: альпинист, восхождение, Непал, рекорд, сипавин, эверест, экспедиция;
- Чтобы узнавать о самом важном, актуальном, интересном в Харькове, Украине и мире:
- подписывайтесь на нас в Telegram и обсуждайте новости в нашем чате,
- присоединяйтесь к нам в соцсетях: Facebook , Instagram , Viber , а также Google Новости,
- смотрите в Youtube, TikTok, пишите или присылайте новости Харькова в нашего бота.
Вы читали новость: «Эверест – это менеджмент и это не про спорт — харьковский альпинист, 4 раза покоривший Джомолунгму (видео)»; из категории Интервью на сайте Медиа-группы «Объектив»
- • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
- • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
- • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
- • Дата публикации материала: 9 июня 2021 в 19:25;
Корреспондент в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "Сколько стоит взойти на Эверест? Чем реальность там отличается от кино? Как экспедиция с 2-мя харьковчанами в составе установила рекорды сразу трех стран? Об этом в «Информационном вечере» на телеканале Simon харьковский альпинист Валентин Сипавин".