Кем были знаменитые философы Харькова: от строителей храмов до дебоширов (фото)
Шад работал с Гегелем, труды Сковороды изучают в Японии, а храм, построенный Федором Зеленогорским, стал одной из достопримечательностей Харьковщины. Узнаем интересные факты о людях, создавших харьковскую философскую школу.
В Харьковской области идет активная подготовка к празднованию 300-летия самого известного из наших земляков-философов – Григория Сковороды. В ожидании круглой даты, до которой еще полтора года, мы решили разобраться, какие еще философы вошли в историю Харькова. Как звали самых известных философов нашего города? Чему были посвящены их труды? Об этом в интервью МГ «Объектив» рассказал профессор Каразинского университета Владимир Абашник.
Первые в хит-параде философов Харькова — Сковорода и Шад
— Кого из харьковских мыслителей прошлого Вы внесли бы в философский хит-парад?
— Если рассматривать весь период от основания Харькова, то на первом месте, несомненно, следует назвать Григория Савича Сковороду (1722–1794), который преподавал в Харьковском коллегиуме, хотя он является не просто харьковским, а всеукраинским философом. На втором месте я бы поставил Йоганна Баптиста Шада (1758–1834), который был не только первым профессором теоретической и практической философии Харьковского университета в 1804 – 1816 годах, но также основал свою знаменитую «Харьковскую философскую школу Й.Б. Шада».
Если говорить далее, то тут при определении третьего и последующих мест в этом списке харьковских философов могут играть разные факторы. Прежде всего, это оригинальность философских публикаций, сила влияния лекций и философских позиций (независимо от опубликованных работ) конкретного философа, далее – потенциал философских влияний, который возможно не раскрылся вследствие внешних обстоятельств и т.п. Тут я бы назвал Исидора Продана, Павла Лейкфельда, Федора Зеленогорского, Петра Демчука, Бориса Рудаева и других.
— Какие изречения принадлежат этим мыслителям?
— Каждый из названных харьковских философов не только был автором серьезных философских трудов, но также изрекал разные афоризмы. К примеру, Григорию Сковороде принадлежат довольно известные изречения: «Всякому городу нрав и права», «Лучше час честно жить, чем скверно целый день», «Родители суть наши лучшие учителя». Наверное, наиболее известным изречением Г. С. Сковороды было: «Мир ловил меня, но не поймал». Оно вычеканено на его могильном памятнике в селе Сковородиновка Золочевского района Харьковской области.
Это изречение многие исследователи его творчества (есть даже целое направление «сковородиноведение», или по-украински — «сковородинознавство») трактуют как то, что Григорий Сковорода избегал светского мира. Но он всю жизнь избегал не только светского мира. Например, во время преподавания в Харьковском коллегиуме руководство ему «настоятельно» рекомендовало постричься в монахи. Однако он избежал этой участи и ушел при этом из коллегиума.
«В поэзии часто может быть больше философии, чем в узконаучных трактатах»
— А в более поздние периоды, какими изречениями прославились харьковские философы?
— Если говорить об изречениях харьковских философов начала ХХ века, то можно вспомнить Петра Ивановича Демчука (1900 – 1937), который был уроженцем города Городенка (сейчас Ивано-Франковская область), учился в Венском университете (Австрия). С 1925 г. он обучался в аспирантуре Украинского института марксизма в Харькове, затем был профессором в разных учебных заведениях Харькова, позже репрессирован советскими властями и расстрелян в Карелии. Причем в вину Петру Демчуку ставились именно философские взгляды, то есть симпатии к «западной буржуазной философии». Свои работы в Харькове и Киеве он публиковал на украинском языке, среди них были: «В боротьбі за ленінську філософію (З приводу ленінського конспекту гегелевої «Науки логіки»)» (1930), «Розклад сучасної буржуазної філософії» (1931), «Шевченко та його учителі філософії» (1930). Петру Демчуку принадлежит довольно известная фраза: «В поезії дуже часто може бути більше філософії, ніж у вузьконаукових трактатах».
— Какое место занимает харьковская философская школа в истории украинской философии?
— В зависимости от выше перечисленных периодов, представители разных философских школ в Харькове занимали разные места в истории украинской философии. Если говорить о профессорах и преподавателях философии в Харьковском коллегиуме XVIII века, то все они были выпускниками Киево-Могилянской академии. Поэтому в тематическом отношении они ориентировались на свою «альма матер», например, профессор Михаил Шванский.
Разумеется, в условном ранге, Григорий Сковорода занимал ведущее место в истории украинской философии, причем не только как харьковский философ, но и как украинский. В начале XIX века профессор Йоганн Баптист Шад и его «Харьковская философская школа Й.Б. Шада» занимала доминирующее положение в украинской философии.
Приблизительно в 1830-х годах, т.е. после реформирования Киево-Могилянской академии и преобразования в Киевскую духовную академию (1819), там развивалась своя философская традиция, которая, можно сказать, перехватила инициативу у Харькова. Позже, когда в Киеве (1834), Одессе (1865), Черновцах (1875) были основаны университеты, там также развивалась университетская философия, которая в определенном смысле конкурировала, но и взаимодействовала с Харьковом. К примеру, Исидор Савич Продан (1854 – 1919/1920) — из Черновцов обучался в Венском университете (Австрия), в 1906 г. защитил диссертацию в Киеве, затем преподавал философию в Харьковском университете.
Зеленогорский построил храм в Водяном, Шад трижды женился и выучил все местные ругательства
— А какие люди были харьковские философы в жизни, например, как у них обстояли дела с юмором?
— Харьковские философы были разными людьми в жизни. Как известно, Григорий Сковорода был нетребовательным к жизненным благам, ведь вторую половину своей жизни он «путешествовал». Профессор Матвей Протопопов (1794–1857) был верующим православным христианином, что сказалось на его творчестве, в котором важную роль играли религиозные аспекты. Кроме того, он был старостой университетской церкви (сейчас Успенский собор).
Также профессор Федор Зеленогорский (1839 – 1908) известен как глубоко верующий человек. Он был меценатом и выделял свои средства на строительство Свято-Борисо-Глебского храма в селе Водяное (сейчас Змиевский район), который был сооружен в 1905 г. Кстати, рядом с этим храмом он был похоронен, его могила с надгробьем сохранилась до сих пор.
А вот немец Йоганн Баптист Шад вел довольно вольный образ жизни, три раза женился. Причем его первая жена была по национальности немка, вторая финка, а третья француженка, хотя «залицявся» он также и к харьковчанкам. Кроме того, как утверждали современники, профессор Шад в Харькове выучил все местные ругательства, «и где надобно – употреблял». Известно также его пристрастие к «горилке». Сохранилось даже дело в харьковской полиции, когда в 1805 г. он закупил много спиртного на Холодной горе (это был тогда пригород), а на въезде в Харьков в районе нынешнего железнодорожного моста отказался платить налог и даже побил полицейских из-за того, что те не хотели пропустить его экипаж в Харьков. С юмором у Шада тоже было нормально, он не стеснялся подшутить над коллегами. Также известна его пламенная речь в университетском совете, когда многие члены совета не согласились утвердить какое-то решение, на что в ответ он сказал – «Вы все тут холопы».
Основатель харьковской философской школы работал вместе с Гегелем и Фихте
— Расскажите, пожалуйста, об истории харьковской философской школы.
— Здесь можно говорить во множественном числе, то есть о разных школах как философских направлениях или традициях, которые возникали и развивались в Харькове в отдельные эпохи. В XVIII веке центром философской школы был Харьковский коллегиум. С основанием 5 ноября 1804 г. Харьковского университета (сейчас ХНУ им. В.Н. Каразина) центром становится университет. Причем в разные периоды развития университета здесь были разные философские школы. Так, в самом начале XIX века, это была «Харьковская философская школа Й.Б. Шада». Ее основателем был немецкий философ Йоганн Баптист Шад (1758–1834), который до этого преподавал в Йенском университете вместе с такими знаменитостями как Фихте, Шеллинг, Гегель.
С 1804 по 1816 год Шад, которого в Харькове называли Иван Егорович (по имени и отчеству), был первым профессором кафедры теоретической и практической философии Харьковского университета. Тут он основал свою философскую школу, представители которой защитили под его руководством магистерские и докторские диссертации. Среди его учеников и сторонников были будущие преподаватели и профессора разных учебных заведений. Например, Иван Дудрович в Одессе, Соломон Додашвили в Тбилиси, Иван Зацепин в Воронеже, Густав Гесс де Кальве в Луганске, Иван Любачинский в Екатеринославле (сейчас Днепр), Илья Гриневич в Киеве и Кишиневе, Павел Бразоль в Ахтырке, Николай Белоусов в Нежине, где он был учителем будущего писателя Николая Гоголя.
— А какая тематика интересовала самого профессора Шада и представителей «Харьковской философской школы Й.Б. Шада«?
— Поскольку Шад был представителем направления, которое известно как немецкая классическая философия (ее родоначальником считается Иммануил Кант), то именно тематика этого направления доминировала в его публикациях и в преподавании в Харьковском университете. Так, он здесь выпустил несколько работ, в том числе латинские курсы «Чистой и прикладной логики» (1812) и «Естественного права» (1814). Именно эти работы играли важную роль в диссертациях и публикациях его учеников. Кстати, сейчас кафедра теоретической и практической философии ХНУ им. В.Н. Каразина носит имя своего основателя. В октябре 2018 г. мы провели большую международную конференцию на тему «Немецкий идеализм: Германия — Украина» в честь 260-летия со дня рождения Йоганна Баптиста Шада, на которой выступали авторитетные немецкие профессора, в том числе Вольфганг Вельш из Йены и Христоф Асмут из Берлина.
В рамках этой конференции при поддержке немецкого посольства в Киеве и немецкого консульства в Днепре в северном корпусе ХНУ им. В.Н. Каразина был также торжественно открыт «Кабинет профессора Й.Б. Шада».
Курсы преподавателей Харьковского коллегиума хранятся в библиотеках Западной Европы
— Какие еще темы исследовали харьковские мыслители?
— Если говорить о харьковских философах XVIII века, то здесь следует назвать двух профессоров Харьковского коллегиума – Григория Сковороду и Михаила Шванского. Работы украинского классика Григория Сковороды охватывали довольно широкий спектр, но главными были темы практической философии, прежде всего, вопросы морали, справедливости.
Михаил Шванский (1735 – 1790) более известен как преподаватель. В Харьковском коллегиуме существовала учебная программа, которая ориентировалась на соответствующие программы Киево-Могилянской академии. В то время в тематическом отношении доминировала философия эпохи Просвещения, например, работы немецкого философа Христиана Вольфа, которые были посвящены метафизике, логике, моральной философии и т.п. Если говорить об университетском периоде в XIX веке, то после Йоганна Баптиста Шада доминировала тематика британской и шотландской традиций, например «философия здравого смысла» Томаса Рида. Кроме того, вопросами логики в разное время занимались такие харьковские профессора, как Федор Зеленогорский, Павел Лейкфельд, Исидор Продан, Владимир Каринский, которые в свою очередь тоже имели учеников и сторонников, то есть в определенном смысле свои «философские школы».
— Расскажите о самых важных философских книгах, выходивших в Харькове с XVIII по начало XX века.
— Если говорить о XVIII веке, то следует вспомнить, что в Харькове довольно поздно возникли типографии, где печатались книги. По разным данным, первая типография была основана только в конце 1780-х или в начале 1790-х годов. Например, харьковский историк Дмитрий Иванович Багалей и другие называют 1793 год. Поэтому в то время речь шла не о печатных, а о рукописных книгах, авторами которых, как правило, были преподаватели и профессора Харьковского коллегиума. Среди первых философских работ были латинские курсы по метафизике, логике, риторике, моральной философии, которые читались здесь, начиная с 1726 г. Эти курсы сейчас находятся в разных библиотеках Харькова, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, а также в Западной Европе. Можно указать на латинский курс по риторике (в оригинале он назывался «Liber Artis Rhetoricae»), который в 1734 г. преподавал профессор Харьковского коллегиума Гавриил Карбонович.
Свои труды философы публиковали в «Харьковском Демокрите»
— А какие книги на философскую тематику выходили позже в Харькове?
— Как известно, при Харьковском университете в 1804 г. была открыта университетская типография, в которой печатались как книги профессоров и преподавателей, так и переводная и другая литература. Причем книги печатались на разных языках, поскольку среди первых профессоров университета было много иностранцев. Важными философскими книгами были уже упомянутые латинские курсы «Чистой и прикладной логики» (1812) и «Естественного права» (1814) профессора Шада.
Далее следует назвать «Рассуждение об истинном предмете философии и соответственному тому составе ее» (1838) профессора Матвея Протопопова, «О математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства» (1877) и «Очерк развития психологии с Декарта до настоящего времени» (1885) Федора Зеленогорского, «Различные направления в логике и основные задачи этой науки» (1890) Павла Лейкфельда. В начале XX века важными философскими книгами, которые вышли в Харькове, были «Познание и его объект (Оправдание здравого смысла)» (1913) и «Правда о Канте» (1914) Исидора Продана. В начале советского периода в Харькове доминировали издания по марксистской философии, например, можно вспомнить работу «Исторический материализм» (1922) Семена Семковского.
— Какие философские журналы публиковались в нашем городе?
— В начале XIX века в типографии Харьковского университета выходили разные журналы, в которых публиковались также философские работы. Здесь можно назвать журнал «Харьковский Демокрит», который в 1813 г. издавал Василий Маслович (1793–1841), бывший представителем «Харьковской философской школы Й.Б. Шада».
Кроме того, в тот начальный период существования университета философские публикации появлялись в таких харьковских изданиях, как «Украинский вестник», «Украинский журнал». В конце XIX века довольно известным был харьковский журнал «Вера и разум», в котором был специальный философский отдел. Этот журнал выходил с 1884 г. по 1917 г. два раза в месяц. Помимо оригинальных философских работ, здесь публиковались переводы философских классиков, например, «Теодицея» (1887–1890), «Монадология» (1892) и «Новый опыт о человеческом разуме» (1892–1898) Лейбница, «Письма философа Сенеки» (1884–1886) и «О благодеяниях» (1889–1897) Сенеки, «Избранные труды» (1898) Плотина и другие. Уже в начале советского периода в Харькове выходил журнал «Червоний шлях», где также публиковались философские работы на украинском языке, например, «Філософська мудрість сучасної буржуазії» (1930) Петра Демчука.
Известного харьковского философа 1920 – 1930-х годов расстреляла «тройка» НКВД
— А как обстояли дела с харьковской философией в начале XX века?
— Если говорить о 1920-х и начале 1930-х годов, то представители харьковской философии занимали довольно важное, может, даже доминирующее положение в украинской философии, поскольку именно в столичном Харькове тогда выходило большинство философских журналов, книг, здесь находились основные учебные и научные заведения. В содержательном отношении большинство работ харьковских философов этого времени были посвящены начинавшему доминировать марксизму. Тут можно назвать автора работ по марксизму Семена Семковского, а также Бориса Столпнера, который в Харькове переводил разные работы Гегеля.
Довольно известным философом этого периода был Борис Яковлевич Рудаев (1890 — 1938), бывший профессором и заведующим секцией научной методологии и логики Харьковского института народного образования в 1926 – 1932 годах. Он был уроженцем городка Перещепино (сейчас Днепропетровская область), обучался в Германии, где в 1913 г. защитил на философском факультете Гейдельбергского университета докторскую диссертацию «Мах и Юм» на немецком языке, посвященную критике позиций теории познания Эрнста Маха и Давида Юма. В Харькове он выпустил такие работы как «На путях к материализму XX века» (1927), «Формальная логика, диалектика и объективное познание» (1929). Однако эти работы не спасли его от идеологических репрессий, позже он был арестован и расстрелян печально известной «тройкой НКВД» в Харькове, кстати, тоже из-за своих философских и идеологических взглядов.
Первая женщина защитила диссертацию по философии в Харьковском университете в 1919-м
— Получается, что харьковская философия всегда была представлена только мужчинами?
— На самом деле, подавляющее большинство известных харьковских философов были мужчины. И это было обусловлено известными объективными причинами, поскольку ни в XVIII веке, ни в XIX веке и даже еще до начала XX века девушки не допускались к обучению в коллегиумах или университетах, где бы они могли получить философские знания. Но, несмотря на такие внешние препятствия, некоторые харьковские девушки и женщины стремились к наукам, к литературе, к философии. Поэтому даже в те далекие времена были девушки и женщины, которые занимались философской тематикой, публиковали свои работы и даже защищали диссертации по философии. Например, можно назвать интересную работу «Трансцендентальный характер учения Лейбница о монаде», которую в 1916 г. в Харькове опубликовала Виктория Салагова. А в 1919 г. в Харьковском университете первая девушка защитила магистерскую диссертацию по философии. Это была Зинаида Лузина (в девичестве Лукьянченко), которая в 1911 году как вольнослушательница окончила Харьковский университет. Кстати, ее научным руководителем был профессор Павел Лейкфельд (1859–1930).
— А еще кого можно назвать из женщин, если говорить о конкретных именах и периодах их философской деятельности?
В рамках первой половины XIX века можно назвать Любовь Яковлевну Кричевскую (179?–1865), которая была двоюродной сестрой по матери известного харьковского и украинского писателя Григория Квитки-Основьяненко (1778–1843). Она получила прекрасное домашнее образование в Харькове, овладела некоторыми иностранными языками, переводила для «Украинского вестника» разных философских авторов, в том числе Руссо, Вольтера. Кроме того, она выпустила отдельные книги, например «Мои свободные минуты, или собрание сочинений в стихах и прозе» (Харьков, 1818), роман в двух частях «Граф Горский» (Харьков, 1837) и др. В своей книге «Исторические анекдоты и избранные изречения известных людей» (Харьков, 1826) Любовь Кричевская представила оригинальную трактовку разных изречений философов, среди которых были Сократ, Пифагор, Декарт, Бекон и другие философские классики.
«Работы харьковских философов часто оставались и остаются недоступными по языковым причинам»
— Как работы харьковской философской школы воспринимаются в мире?
— Для того чтобы воспринимать работы, необходимо ознакомиться с ними, то есть прочитать. Поэтому оригинальные работы часто остаются известными лишь в пределах круга носителей того языка, на котором они написаны. Разумеется, представители других стран и народов могут овладеть иностранным языком и читать работы на том иностранном языке. Поэтому работы харьковских философов часто оставались и остаются недоступными по языковым причинам для многих читателей из других стран.
Если говорить о Григории Сковороде, то его диалоги и другие сочинения переводились на разные языки мира (немецкий, французский, английский), поэтому о них знают и пишут в мире. К примеру, современный японский философ Яйои Уто (Yayoi Uto) в 2007 г. выпустил работу о философии Г.С. Сковороды. Также немецкие и латинские работы Й.Б. Шада известны не только в Германии, но и в большинстве стран мира. Из других харьковских философов на иностранных языках писали свои работы такие авторы, как Павел Лейкфельд, Исидор Продан, Борис Рудаев. Поэтому их публикации известны за рубежом, на них ссылаются и цитируют.
Справка. Абашник Владимир Алексеевич, доктор философских наук, профессор кафедры теоретической и практической философии имени проф. Й.Б. Шада Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Закончил факультет иностранных языков Харьковского государственного университета (сейчас ХНУ им. В.Н. Каразина), по специальности переводчик немецкого и английского языков, затем закончил там же аспирантуру по кафедре философии. Защитил докторскую диссертацию на немецком языке в Йенском университете имени Фридриха Шиллера (ФРГ) по немецкой классической философии. Стажировался в университетах Австрии, ФРГ, Швейцарии, выступает с докладами (более 180) на международных конгрессах в разных странах, имеет свыше 250 научных публикаций на разных языках, является членом более 10 международных научных обществ, в т.ч. Международного общества имени Г.В. Лейбница, Международного общества имени Ф.В.Й. Шеллинга, Международного общества имени Й.Г. Фихте. Награжден международными научно-исследовательскими стипендиями и дипломами, в т.ч. Немецкой службы академических обменов ДААД (ФРГ), Фонда имени Александра фон Гумбольдта (ФРГ), Института Ганса Кельзена (Австрия), Серебряной медалью «Исторического общества Кобурга» (ФРГ).
Иллюстрации предоставлены профессором Абашником, а также взяты из открытых источников в интернет.
Новости по теме:
- Категории: Интервью; Теги: философия;
- Чтобы узнавать о самом важном, актуальном, интересном в Харькове, Украине и мире:
- подписывайтесь на нас в Telegram и обсуждайте новости в нашем чате,
- присоединяйтесь к нам в соцсетях: Facebook , Instagram , Viber , а также Google Новости,
- смотрите в Youtube, TikTok, пишите или присылайте новости Харькова в нашего бота.
Вы читали новость: «Кем были знаменитые философы Харькова: от строителей храмов до дебоширов (фото)»; из категории Интервью на сайте Медиа-группы «Объектив»
- • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
- • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
- • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
- • Дата публикации материала: 13 июля 2021 в 19:12;
Корреспондент Никита Ивлев в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "Шад работал с Гегелем, труды Сковороды изучают в Японии, а храм, построенный Федором Зеленогорским, стал одной из достопримечательностей Харьковщины. Узнаем интересные факты о людях, создавших харьковскую философскую школу".