«За мат извини» или как харьковские музыканты с цензурой воюют
Спойлер: воюют не только с цензурой
Харьков по части нецензурной лексики – место очень преуспевающее. Здесь городской голова (как и его предшественник) не брезгует крепким словцом. А нашумевший ролик про текст, написанный, мягко скажем, «по-глупому» – до сих пор универсальное видео для поднятия настроения (и рейтинга, если хотите) харьковчан.
Что говорить о пабликах, ведь один из самых известных в Харькове телеграм-каналов – вы знаете какой. А про харьковскую группу «Курган & Agregat» вам напомнить, или вы сами? Также я бывала и в театрах, где нет-нет да и проскочит у наших современников что-то нецензурное.
Но больше всех, в этом смысле, достается все-таки артистам. Они примеры для многих, и многие хотят им подражать. Плюс никогда не знаешь, где попадешь на детскую аудиторию и как потом, в срочном порядке, заменять бранные слова на литературные.
Для разговора на столь неоднозначную тему я выбрала людей, которые, по моему мнению, знают ситуацию с изнанки, ведь не первый год вбирают в себя всё «моралите» со стороны приверженцев чистоты речи. Зачем же нужно сквернословить и можно ли как-то доносить свой посыл корректнее (и нужно ли?) мы побеседуем с тезками — эпатажным Евгением Константинычем (фронтменом харьковской группы «Крававае Забазарево» ) и Евгением Турчиновым ( гитаристом того же «Забазарева» и группы «Жадан і Собаки в космосі»).
Справка для тех, кто впервые видит Евгения Константиныча (Е.К.). Наверняка в ваших головах возникает ряд вопросов… Это противоречивый и острый на язык персонаж в «кирпичном» костюме, шляпе, с пышными накладными усами и матерными песнями. Жанр, в котором его группа делает музыку, называется «брит-поп-шансон-на…й пошел». На своих концертах он щедро обсыпает матом публику и (если не считать парочки истерик от неподготовленных людей, с тонкой душевной организацией) ей это нравится. По крайней мере, артист говорит, что его еще ни разу не били. Название «Крававае забазарево» одолжили у другой эпатажной группы — «Хаммерман знищує віруси» (это те артисты, после приезда которых мэр Ивано-Франковска дал распоряжение освятить сцену). Образ Е.К. придумал и воплотил актер, и один из создателей театра «Воробушек» — Александр Сердюк. Сформировался коллектив в 2017 году. В сети можно послушать их первый альбом: «Нет времени на х…ю, а я нашел». Каждая из 11 песен альбома записана в тандеме со звездами: Валерий Харчишин, Кирилл Бледный и даже Наталья Могилевская. Второй альбом готовят на украинском языке. Место для нашего интервью Е.К. выбрал сам. Здесь без комментариев.
«Да я вообще не понимаю, какая н…й разница, это всё обычные слова»
Алика: Саша, расскажи о своем персонаже, как он сформировался и… зачем?
Е.К.: Какой, н…й, Саша? Ты там думай головой.
Алика: Простите, Евгений Константиныч. Давайте окунемся в вашу биографию, чтобы лучше понять, как вы пришли к такой жизни.
Е.К.: Началось все в 2010 году. Меня не пригласили на мальчишник мои друзья – Серега и Танька. Это, кстати, был первый мальчишник, который молодожены праздновали вдвоем. Но я не обиделся – добрый тогда был. Решил подарить им песню. Спел «Свадьбу» Магомаева и понеслось. А сочинять начал уже в 2016. Была у меня десятая отходка (значение слова не установлено – прим. ред.) – пришел к другу, а моего дядьку, оказывается, цепями забили. Он вышел прогуляться, а его от…ли. А малой – мой приятель – прятался в кустах и не защитил его.
Алика: И таким образом у тебя первая песня появилась?
Е.К.: Да не помню. Это я просто так рассказал. Но это еще не конец. Был у нас в селе знакомый – Денор звали. Он отомстил за дядьку. В рукаве носил железную спицу и забил тех людей, которые убили дядьку. Я решил, что не хочу быть как Денор, и собрал четырех сопляков. У меня был диктофон. Вон, как у тебя. Я видел разные ситуации и бубнил их на диктофон. Ну и как-то так написали с клавишником 10 песен.
Алика: А без помощи мата ты не мог отобразить окружающую тебя действительность?
Е.К.: Да я вообще не понимаю, какая н…й разница, это всё обычные слова. Например, слова «х..ня» или «кухня» – это то же самое, просто разная комбинация букв. Какая проблема в матах? Проблема в словах? «Придурок» – это не так обидно, а «п…с» – обидно? Какая разница, тебя все равно унижают. Учительница в школе может сказать «ты дурачок», но грубее не может. Хотя на деле это все равно унижение. Я вообще не понимаю, это как «оскорбить чувства верующих». То же самое и с оскорблением любителей литературного слова. Невозможно оскорбиться, если ты не хочешь, конечно, быть оскорбленным.
Алика: Ну… в словах погрубее – энергетика сильнее…
Е.К.: Я тебе честно скажу. В мире всего пару процентов людей не изъясняются матом. Их очень мало. И то, это собаки скорее всего. Не те, которые в космосе, а обычные псы. Если надо без мата – то я, конечно, силь ву пле. Но я не понимаю, в чем проблема.
«Дайте волю матам»
Алика: А есть ли у вас проблемы с проведением концертов из-за такой программы?
Е.К.: Да. Хотя я не просто матюкаюсь. И я вижу, как «Курган & Agregat» собирают 7000 людей, проблем нет. А когда ты в кабачке каком-то на 50 человек поешь, то найдется тот, кто возмутится. Хотя мы сразу предупреждаем и названием себя, и названием альбома – «Нет времени на х…ю, а я нашел». И ты нашел, раз пришел. Чё ты еще хочешь?
«Если бы на TV стали материться – проблема бы исчезла»
Алика: И с площадками есть проблемы, из-за образа и текстов?
Е.К.: В Киеве как-то была. Хотел выступить в какой-то литературной “кафехе” – написал им. Они сказали: «расскажите о себе» – я им все 108 лет своей жизни расписал. Молчали. Так ничего и не ответили.
Алика: Наверное, до сих пор читают
Е.К.: Ну на то они и литературное кафе. С фестивалями, кстати, тоже проблемы, но не из-за цензуры, а из-за русского языка. Песни должны быть украиноязычные. Хотя тут тоже двойные стандарты. «Пошлой Молли» из Харькова можно потому, что она собирает кучу людей, а мне нельзя. И с «Курганом» двойные стандарты и с фестивалями. Ой, та короче.
Алика: Кстати, как ты объясняешь для себя, что группе «Курган & Agregat» прощается вот эта шалость в виде обильного мата, а ты регулярно получаешь «а-та-та» за лексику?
Е.К.: Нет ответа. Мне кажется, если б на TV все стали материться и в садиках, например, – проблема бы исчезла. Это как в Португалии с героином (С 2001 года на всей территории Португалии действует закон о декриминализации всех видов наркотических средств, включая кокаин и героин – прим. ред.). Если все поэты матюкаются – и великие и невеликие. Я не понимаю. Дайте волю матам. Вот тот же Жадан, там почти в каждой песне… И ничего, великий поэт современности. Не знаю, на тему этих двойных стандартов у меня нет ответа.
У Константиныча ответа нет, а у его коллеги по сцене Жени Турчинова (Е.Т.) есть. Оно и неудивительно, гитарист играет в группе «Жадан і Собаки в космосі» с 2013 года. Так что если с Константинычем нам удалось очертить все нюансы и понять суть претензии людей с одной и другой стороны – то с другим Евгением мы попытаемся «зрить в корень».
Фото: Facebook Евгения Турчинова
«Если аудитория численная – значит у группы честный и цельный образ»
Алика: Вернемся к нашим «курганам». Почему, как тебе кажется, существует такой парадокс: «Курган & Agregat» собирает на концертах разношерстную публику и в большом количестве, хотя мата там хоть отбавляй, но возмущений это особых не вызывает. А вот тезка твой жаловался на разного рода притеснения.
Е.Т.: Потому что у группы «Курган & Agregat» честный и цельный образ – они играют сами себя, соответственно, на такое поведение и поступки реакция людей абсолютно правдива и справедлива. Группа не просто так стала народными любимцами. Они талантливы, действительно. Просты и оригинальны. Хотя, среди своих коллег-музыкантов я слышал очень много критики в сторону пацанов, что они «колхознобыдлые», музыку не пишут, стихи не сочиняют. А вы попробуйте стать с ними в один ряд и посмотреть на свою аудиторию. Поверьте, среди аудитории «курганов» много прекрасных людей. Разных поколений, интересов. Но если аудитория численная – значит, у группы честный и цельный образ.
Алика: А с группой «Жадан і собаки» ситуация такая же? Случаются конфликты интересов у любителей литературы и творчества группы?
Е.Т.: Слушай, таких людей очень много. Например, мой отец. Другое дело, что Константиныч употребляет мат в пошлом отношении, а в группе «ЖіС» — мат художественный.
Алика: Это как?
Е.Т.: Ну, то есть, он употреблен в художественной форме, метафоре какой-то интересной. Поэтому, скорее всего, и не такая негативная реакция. В целом ситуация одинаковая. Перепадает со всех сторон. Может нам и стыдно немного, но в 99% контента мат – неотъемлемая часть. Возьмите украинский YouTube, например, и загляните в тренды. Поэтому считать это не нормой я уже не могу. Тем более, если мат помогает более четко донести мысль до широкой аудитории – почему бы его не использовать?
Фото: Facebook Евгения Турчинова
«Нужно делать от души. Так, как ты сам чувствуешь и так, как ты чувствуешь свою аудиторию»
Алика: Кстати, о YouTube. Когда вы продвигаете какой-то клип, предоставляют ли SMM-щики список ограничений по рекламе из-за мата, или в этом нет проблем? Вот у вас вышла песня «Вова» и попала в тренды. А там речь «антиматерная». Совпадение?
Е.Т.: А у нас нет никаких SMM-щиков, мы работаем самостоятельно. Есть таргет-позиции, есть просто актуальный контент, который залетает из-за того, что его актуальность в данный период зашкаливает. Касаемо таких песен, как «Вова» и «Кокаїн» – так и было. Здесь важно мониторить рынок и понимать насколько это конъюнктурно, чтобы не выглядеть пошло. Проблемы, которые озвучены в этих песнях, нас беспокоят. Это актуальная тема, больной вопрос для всех. Естественно, она имела отклик, и мы поймали feedback. Касаемо рекламы – всё абсолютно честно и прозрачно. Нужно делать от души так, как ты сам чувствуешь, и так, как ты чувствуешь свою аудиторию.
«Не нужно быть очень умным. Важно – правильно чувствовать»
Алика: Аудитория, судя по концертам «Жадан і собаки», у вас самая разнообразная. Где-то панки «выносят» друг друга в слэме, где-то дети под сценой в ряд выстраиваются. Бывало перед концертом, что вы, группой собирались, и думали, как смягчить какие-то речевые обороты?
Е.Т.: Да, конечно. Если видим большое количество детей – то в песнях, где есть какой-то безобразный мат – мы его заменим. Например, в песне «За…ли» произнесем «задовбали». Или вырежем из репертуара какую-то нарочитую песню. Мы цензурим программу, да. Место на нас влияет. Телевидение – туда же.
Алика: Ну кстати, даже если опустить вопрос мата. В двух группах, где ты играешь, тексты выстроены так, что нужно, во-первых, шевелить мозгами, чтоб понять, во-вторых – иметь чувство юмора. Может быть дело все-таки не в матах, а в какой-то интеллектуальности. Ведь бытует мнение, что интеллектуалы дают фору по части крепкого слова.
Е.Т.: Ответить на твой вопрос можно одной емкой фразой: «Юмор убивает пафос». Дело здесь в самоиронии, как мне кажется. Потому что чем оригинальнее у человека юмор – соответственно, и его отношение к творчеству и, вообще, всему не такое однобокое. Не надо быть очень умным, чтобы понимать наши тексты. Важно чувствовать правильно, с иронией к этому относиться, и тогда ты найдешь в этом репертуаре позитив для себя.
Фото: Facebook Евгения Турчинова
«Раньше, если ты увлекался украинской музыкой, – считался селюком»
Алика: А если зайти с другой стороны. Может, дело даже не в лексике, а в пренебрежительном отношении украинского зрителя к «своей» музыке?
Е.Т.: Вот сейчас вспоминаю свое детство-юношество… Я, допустим, из города Чугуева. И там, если ты увлекался украинской музыкой – ты как бы селюк был. Такое отношение до сих пор играет роль. Наша музыка начала становиться на ноги, стала трендовой, популярной – в конце 90-х, когда появились такие группы как «Воплі Відоплясова», «ТНМК», «Океан Ельзи», «5’Nizza», «Бумбокс». «Укрмуз» была ущербной потому что было большое влияние русского слова, литературы, культуры. Но сейчас всё меняется. Не быстро, но меняется.
«Харьковский зритель опытен и крайне избирателен»
Алика: Ой, а в нашем северо-восточном регионе этот процесс, наверное, еще медленнее продвигается. Может, ты наблюдал по городам Украины, например, по реакции публики, что где-то репертуар лучше заходит, или наоборот. Трудно представить, что во Львове и Одессе отношение одинаковое.
Е.Т.: Ну конечно. В каждом регионе отношение индивидуально. И ментальность немного разнится и языковые предпочтения. Естественно, репертуар «ЖiС» более популярен в городах Центральной и Западной Украины. А на востоке и юго-востоке – менее. А если взять «Крававае Забазарево» – естественно, более популярны в Киеве и Харькове. Но вскоре ситуация может измениться. Собрались второй альбом с Константинычем на украинском презентовать.
Алика: В Харькове зажглись многие звезды всеукраинского и мирового масштаба, это правда. И харьковский зритель, наверняка, очень избирателен, «культурностоличен»? Или современный артист «лупає скалу» непринятия украинской музыки слушателем, как чего-то крутого, еще с советских времен?
Е.Т.: Слушатель, который живет в нашем городе, – он очень избирателен, да. Именно потому, что мультикультурный город, много национальностей живет. В силу расположенности города сюда в свое время приезжали артисты со всех краев ближнего и дальнего зарубежья. Плюс в самом Харькове порой рождались группы, которые переворачивали музыкальную концепцию, выходили за рамки, модернизировали украинскую музыку. Поэтому, да. Харьковский зритель опытен, избирателен. И то, что он менее активен к искусству – это уже задачи для нас, как людей, которые задействованы в этой сфере. Ну и это работа госаппарата. По части проведения культурных акций, например. Создания заведений, где можно выступать, делать выставки, говорить об искусстве. Необязательно, чтобы на день города выступал Олег Винник. У нас много прекрасных харьковских групп, которые могут выступать на той же площади и быть для своего города родными и узнаваемыми. Всяко лучше, чем привозить для своего города какого-то зарубежного артиста.
Фото: Facebook Евгения Турчинова
Алика: Лучше – то лучше. А вот что делать с нецензурной лексикой, как думаешь?
Е.Т.: Ну, если уж на то пошло — возрастные цензы должны быть. Но! Они должны быть не только на матерное слово, но и на алкоголь, табак и все то, что дети видят по телевизору с самого раннего детства. Мат приносит гораздо меньше вреда, чем проданная пачка сигарет или банка алкогольного напитка. Здесь нужно, чтобы воспитание молодежи происходило в более правильных морально-этических нормах. А мат – это не оружие к тому, чтоб подросток попробовал наркотики, или курил сигареты. Если ребенок где-то в окружающей среде услышал мат – он не будет его повторять. При условии, что у него адекватные родители, которые смогут ему объяснить, что так говорить нельзя. А когда он вырастет – сам сможет решить: использовать ему крепкое словцо или нет. Если он посчитает нужным материться – он будет прав, при условии, что он не будет нарушать правил поведения в общественных местах.
Что ж, подводя итог всему вышесказанному, «матерные санкции» – не единственная (и как нам удалось понять – не самая сложная) проблема, с которой сталкиваются украинские, в частности, – харьковские музыканты. Групп очень много и все они разные. И если будет интерес среди своего слушателя – все остальное преодолеть можно. И, напоследок, процитируем культового украинского исполнителя – Кузьму Скрябіна, который песней «Цензура» выразил свое отношение к этому явлению:
«Прищавим ротом, руками з потом
Грає бандура, дура-цензура.
На сміх ідіотам прищавим ротом
Грає бандура, дура-цензура».
Новости по теме:
- Категории: Интервью, Культура, Общество, Харьков; Теги: жадан, мать, цензура;
- Чтобы узнавать о самом важном, актуальном, интересном в Харькове, Украине и мире:
- подписывайтесь на нас в Telegram и обсуждайте новости в нашем чате,
- присоединяйтесь к нам в соцсетях: Facebook , Instagram , Viber , а также Google Новости,
- смотрите в Youtube, TikTok, пишите или присылайте новости Харькова в нашего бота.
Вы читали новость: ««За мат извини» или как харьковские музыканты с цензурой воюют»; из категории Интервью на сайте Медиа-группы «Объектив»
- • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
- • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
- • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
- • Дата публикации материала: 27 октября 2020 в 21:30;
Корреспондент в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "Мат приносит гораздо меньше вреда, чем проданная пачка сигарет или банка алкогольного напитка. Здесь нужно, чтобы воспитание молодежи происходило в более правильных морально-этических нормах. А мат – это не оружие к тому, чтоб подросток попробовал наркотики, или курил сигареты".